✹ СДАЕТСЯ В АРЕНДУ ✹ Складские и торговые помещения | Супермаркет «ПАЛЬМИРА» | 8-902-17-43-412, 8(3955)52-31-00 | Ул. К Маркса 34 ✹
» » Наталья СЕМЕНОВА: Мы учим детей жить без родителей

Наталья СЕМЕНОВА: Мы учим детей жить без родителей

Фото: с сайта beresta.dy
Собеседник
307
0
Наталья СЕМЕНОВА: Мы учим детей жить без родителей8 июня два ангарских соцработника получили премии губернатора Иркутской области. Галина СЫЧЁВА, лучший молодой специалист комплексного центра социального обслуживания населения «Веста», получила премию в 25 тысяч рублей, Наталья СЕМЕНОВА, заведующая отделением реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, стала лучшей заведующей отделением и получила 100 тысяч рублей. Сегодня Наталья Семенова наша собеседница.

- Кому вы помогаете? С какими диагнозами к вам обращаются?
- Самый распространенный сейчас диагноз – задержка речевого развития у маленьких детей. Кроме этого, мы работаем с детьми с легкой умственной отсталостью, ортопедическими заболеваниями, пороками сердца, астмой, проблемами со слухом и зрением, почечными заболеваниями. Ведем работу с даунами. Выиграли грант для работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Стали часто обращаться с детьми с аутистическим спектром. Раньше такого направления не было. А сейчас у нас 1-2 ребенка с аутистическим спектром в каждой группе из 10 человек.

С прошлого года у нас действует программа ранней помощи для детей от 0 до 4 лет. Мы помогаем семьям, в которых родились дети с особенностями, с самого их рождения. Консультируем родителей, которые начали замечать что-то необычное у своих детей, ищем возможности скорректировать проблемы со здоровьем, чтобы не довести ребенка до инвалидности.

- Семьи, где растут такие дети, сами становятся особенными. От такого никто не застрахован. Говорят, что женщинам проще принять такого ребенка. А вот некоторые отцы не выдерживают, уходят из такой семьи…
- Мы ведем статистику и такой особенности не проследили. И в семьях, где растут здоровые дети, папы иногда уходят… Это жизнь.

С родителями самая сложная работа. Часто родители сами стесняются своих детей, если у них есть какой-то внешний дефект.

А у ребенка изначально никаких комплексов нет. Он таким родился и не знает себя другого. Поэтому принимает себя таким, какой он есть, пока страхи и комплексы родителей ему не передались.

Мы работаем над тем, чтобы в семье приняли ребенка таким, какой он есть. И эта работа не всегда бывает эффективна. Гиперопека – бич таких семей. Родители уходят после наших занятий домой и словно забывают все, что им здесь сказали. Продолжают жить как раньше, т.е. все делать за детей, кормить их с ложечки, шнуровать ботинки и т.д.

Мы же учим детей все делать самим. Наша цель - вырастить счастливого и самостоятельного человека, который может себя обслуживать, насколько позволяют возможности его организма. Чтобы ребенок мог обходиться без родителей, чтобы он не был беспомощен в их отсутствие. И это главная проблема: как настроить родителей, чтобы они научили ребенка жить без них.

- Это проблема не только родителей особенных детей. У многих родителей здоровых детей та же проблема!
- Это точно! Нам же всегда кажется, что мы сами все сделаем лучше и быстрее. Но делая все за наших детей, мы лишаем их самостоятельности.

У нас есть тренировочная квартира, туда приводят детей с 12 лет, чтобы научить их обычным бытовым навыкам. Сварить суп, макароны, постирать одежду, помыть пол… Домашние дети всего этого делать обычно не умеют. В квартире работает социальный педагог, она ходит с детьми в магазин, по дороге учит правилам перехода дороги, ездит в транспорте, учит расплачиваться за проезд… Это тоже длительная работа. Дети ходят к нам два раза в год, как в детское учреждение, с утра до вечера. Наш профиль - психолого-педагогическая реабилитация. В отделении работают 22 специалиста - социальные педагоги, психологи, логопеды, музыкальный руководитель, помощники воспитателя. Наша задача – помочь ребенку развиваться, как все другие, дать возможность учиться в обычной школе…

- С какими разработками вы вышли на конкурс? Что помогло вам победить?
- Я подала заявку с личными разработками, достижениями нашего отделения, описала, какие новинки мы используем, что внедряем, какие есть результаты. Отправила ее в Министерство социального развития опеки и попечительства Иркутской области. Кроме программы ранней помощи и тренировочной квартиры, одна из последних разработок - клуб «Академия успеха». Там мы работаем над тем, чтобы уменьшить барьер, возникающий между инвалидами и их сверстниками. Для этого работаем со здоровыми детьми (наши-то здоровых принимают).

Социальная сфера – новая наука. Это не педагогика, которая развивалась веками. Мы постоянно чтото разрабатываем. Причем самостоятельно. Одна из наших новинок – мультидисциплинарная бригада. Социальный педагог, психолог, врач, инструктор ЛФК – все вместе выезжаем в семьи, где живут тяжелые и маломобильные дети. Смотрим, правильно ли семья ухаживает за ними, как они лежат, как развиваются, какие у них в зоне видимости плакаты и картинки. Консультируем. Делаем массаж. Все бесплатно. Учим, как общаться с неговорящим ребенком через карточки или картинки…

- Это очень сложная и тяжелая работа...
- У нас 25 семей с такими детьми. Для таких изолированных от общества ребят приход нового человека очень важен. Они нас ждут. Уже через месяц от, казалось бы, безучастного ребенка можно дождаться улыбки, какой-то реакции…

Ждем ставки дополнительного логопеда, они очень нужны таким детям, ведь научив ребенка, замкнутого в четырех стенах, разговаривать, можно вывести его в мир при помощи скайпа или социальных сетей.

Работа – мой второй дом. Я получила здесь второе образование, переподготовку на социальную сферу (первое - Иркутский педагогический институт, после которого я в 2006 году пришла в «Весту»). Я очень люблю работать с людьми и мой коллектив за эти 14 лет почти не поменялся. Без них победы бы не было.

- Что должен уметь хороший руководитель?
- Проявлять уважение ко всем. Никаких любимчиков. Я очень держусь за своих специалистов. Если хоть один уйдет, нужно минимум 5 лет, чтобы другого такого вырастить. Очень много времени уходит на то, чтобы просто выслушать сотрудников, ведь у нас очень эмоционально сложная работа. Мы не можем свои эмоции показывать детям или родителям. Это табу.

Родители особенных детей часто ждут от нас невозможного. А у нас нет волшебной палочки. И иногда особого эффекта от занятий нет, если диагноз сложный, случай запущенный или упущено драгоценное время. И вот тогда родители срываются на наших работниках... Это обидно. Утешает только, что благодарных родителей много.

У нас есть специальный зал для тренингов. Мы собираемся и каждый может высказаться, чем он недоволен.

- У вас есть дети? Какие они?
- У меня две дочери. Старшая Даша, когда окончила гимназию № 8, единственная в том году из области получила 100 баллов по физике за ЕГЭ. Благодаря этому сейчас учится бесплатно в политехническом университете Петра Великого. Младшая Ксюша учится в 8 классе, занимается плаванием, баскетболом.

- Ваш рецепт здоровья, психологического и физического?
- Все что ни делается – все к лучшему. Даже в самом плохом нужно искать хорошее. В этой жизни без оптимизма никак.

Фото Степана НИКОНОВА


Материал к публикации подготовил Администратор сайта.
Совместно с интернет-порталом: «Poznan Live» - żywy portal Poznania.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Комментарии

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.