Официальный сайт Ангарской газеты «ВРЕМЯ»

Не забуду никогда!

Общество
2 666
0
Что у ангарчан осталось со школы

Набила руку

Преподаватель русского языка и литературы училища олимпийского резерва Наталья ЖУКОВА, перебирая боевые награды отца, нашла среди них свой значок «Отличник образования», который ей вручали в комсомольской организации школы за хорошую учебу. А вместе с аттестатом о среднем образовании и дипломом об окончании Иркутского госуниверситета Наталья Леонидовна хранит свидетельство машинистки-делопроизводителя. Эту специальность она приобрела в старших классах в учебно-производственном комбинате № 1, который располагался в одном из корпусов нынешней школы № 24.

-Я училась в школе № 13. На ее месте сейчас школа № 12, - рассказала нашей газете Наталья Жукова. – В девятом классе, а это был 1977 год, в УПК самой престижной специальностью считалась машинистка-делопроизводитель. В группу набирали всего 10 человек из школ 13, 14, 3, 27. Я гордилась тем, что смогла пройти конкурсный отбор.

Летнюю практику Наталья проходила в отделе главного энергетика «Ангарскнефтеоргсинтеза». Там так понравилась ее скорость и техника печати, что девушку оформили на работу на период отпуска секретаря и предложили ей, победительнице городского конкурса машинисток-делопроизводителей, влиться в коллектив на постоянной основе после окончания школы.

Свидетельство, полученное в школе вместе с аттестатом, избавило Наталью Жукову от обязательных сельскохозяйственных работ на колхозных полях. Пока все студенты в сентябре помогали собирать урожай овощей, Наталья Леонидовна оттачивала свои делопроизводительские знания в деканате. На втором курсе девушка подрабатывала машинисткой в научной библиотеке университета: печатала карточки для библиографического отдела.
- Вместе с добавкой к стипендии я получила доступ ко всем библиотечным сокровищам, - улыбается Наталья Леонидовна. – Научная библиотека в те времена была зональной. И я, пользуясь своим положением, могла выписать себе любую книгу из любого города Сибири и Дальнего Востока. На 5 курсе меня приняли в отдел по воспитательной работе. Я организовывала встречи с интересными людьми. Несколько раз встречалась с Валентином Распутиным. Беседовала с Никитой Михалковым. Меня приглашали в ТЮЗ на все премьеры и генеральные репетиции.

Механическую машинку с большой кареткой, позволяющей печатать сложные таблицы, Наталья Жукова давно поменяла на компьютер. И никаких курсов ей не понадобилось. Текст любой сложности набирает без особых проблем, ведь кнопки на клавиатуре расположены так же, как и на печатной машинке. А навыки, как показало время, с годами не исчезают. Наталья Леонидовна по-прежнему печатает всеми десятью пальцами.

Галина ЛЕМЗЯКОВА

План на всю жизнь

Все мы стараемся жить по какому-то плану, но не у всех это получается. Не всем хватает дисциплинированности. А вот детям, которые учились в музыкальной, художественной или спортшколе, потом в жизни легко. Там их научили ценить время. Людмила ГАМАН, директор школы искусств №2, до сих пор живет по своему школьному плану.

-Когда в музыкальную школу приходит ученик, на него в обязательном порядке заводится так называемый индивидуальный план. Я училась в музшколе №1 у Веры Петровны Рабешко. В журнал она записывала все, что я проходила, играла. Теперь этот план я показываю своим ученикам. И они очень удивляются, увидев, сколько я всего играла! Например, за год надо выучить 6-8 этюдов, а у меня получалось 20 этюдов. Это Вера Петровна давала знаний в два раза больше, чем нам требовалось. И заметим, качество от количества не страдало.
Вообще-то индивидуальные планы ученикам на руки не выдаются. Но Людмиле Ивановне, в виде исключения, его отдали. Потому что после окончания Иркутского училища искусств она пришла работать в свою музыкальную школу №1.
И все-таки зачем хранить журнал с записями, сделанными в 60-х годах?

- Я сохранила эту вещь по двум причинам. Первая тщеславная: показать современным ученикам, какая я была примерная ученица. Ведь музыкалку по классу фортепиано я закончила с отличием. А вторая: это хороший методический план. Я, таким образом, сама учусь у старших товарищей, как вести учебный процесс, - призналась нам Людмила Ивановна.

Помимо индивидуального плана у Людмилы Гаман сохранились ноты от Рабешко. Был у Веры Петровны такой пунктик: дарить хорошим и любимым ученикам ноты с пожеланиями успехов на творческой ниве. Сохранилась и книга «Сонаты» Моцарта. Этот томик Людмиле Ивановне подарили за хорошую учебу… в Горгазе. Там работала кассиром её мама.

Мария СУХАНОВА,
фото из личного архива Л.И.Гаман


Класс в музыкальной школе №1. В центре Вера Петровна Рабешко – основательница фортепианной школы в нашем городе. Люда Гаман третья слева во втором ряду.

Первый загранпаспорт получила в 10 классе

Евгения ДАВЫДОВА, старший инспектор по пропаганде УВД по АМО:
- У меня лежит пачка грамот, похвальных листов, благодарностей родителям. Есть даже грамота от Министерства образования России за победу в зональной олимпиаде по английскому языку.

Я вообще была продвинутым в образовании ребенком, отличницей. С 1 по 3 класс. Потом, говорят, лениться стала. А еще у меня остались тетрадки за 1 класс. Там за одну из работ по математике стоит большая пятерка. А в самой работе целая строчка шестёрок прописана в зеркальном отражении! Уже не помню, что тогда на меня нашло, но… простили. Тетрадки сохранила не я, а моя мама. Я тогда этого не понимала. Но мама сказала: вырастешь – самой интересно полистать будет. Оказалась права. Что я? Сейчас моя старшая дочь Полина дивится на пропись в линейку: «У нас такого нет!» Эх, дочка, у тебя многого не было. Полина учится в той же школе, которую заканчивала я. 27-я с английским уклоном. Классные руководители Нелли Николаевна КОЛЕСНИКОВА, Нина Ивановна ВУНКОРТОВА. И учительница английского Татьяна Тимофеевна ВЯТКИНА. На её уроках мы играли в «Поле чудес», пели и плясали! Тексты песен помню до сих пор. Правильно будет сказать: мы учились играя. Например, знакомство с английскими пословицами. Татьяна Тимофеевна писала пословицы на полоске бумаги, резала пополам и ссыпала в шапку. В начале урока каждый из шапки тянул «жребий» и искал пару. И много еще было подобных подходов у наших учителей. Зато английский у нас от зубов отскакивал. После школы он мне очень пригодился, когда я занялась техническими переводами. Помните, когда в продажу хлынула импортная бытовая и прочая техника, а перевода на русском к ней почти не было. На нем можно было хорошо заработать.

А свой первый загранпаспорт я получила в школе. В 10 классе группу учеников должны были отправить по линии обмена в Америку. Я шла в резерве. Съездить в Штаты, увы, не получилось, но загранпаспорт мне выдали!

Игорь КАРИН,
фото Николая СТЕРНИНА


Построение веры

-Преподаватели меня гоняли больше всех, и это пошло мне на пользу. Благодаря им, - рассказывает батюшка, - я научился любить практически все школьные предметы. И хотя у меня в аттестате были все оценки, кроме двоек, последние школьные годы (9-10 классы) для меня пролетели на одном дыхании. Было интересно все - астрономия, химия, геометрия, физика, литература, алгебра.

Но все же самым любимым и захватывающим предметом для отца Владимира стала геометрия. Геометрия дает человеку пространственное мышление. Умение видеть объем там, где другие видят плоскость. Наверное, именно объемным, незашоренным видением и отличаются пастыри от нас, паствы.
- С одним только предметом у меня в школе не задались отношения, - вспоминает отец Владимир. – С физкультурой. Я был большим и грузным мальчиком (большим остаюсь и сейчас) и как-то не успел тогда нарастить, накачать мышцы. Но в этом плане мне помогла армия. Она стала для меня ускоренной школой мужества. Там у меня и мышцы выросли, и дух укрепился.

По мнению батюшки, нынешняя школьная программа не дает того качественного обучения, каким оно было в советской школе.
- Современная школа не развивает личность, - считает священник. - У меня трое детей. И все свои надежды я связываю с учителями. У нас в православной школе преподают хорошие люди. Думаю, если детям попались ответственные и талантливые учителя, то они любую программу превратят в сказку.

Наталья ОЖОГИНА,
фото Николая СТЕРНИНА


Медаль и друзья

Директор «Универмага» Людмила СОБИТОВА на вопрос, помнит ли она свой выпускной вечер, удивляется: а разве такое можно забыть? В 1965 году Люда окончила 11-й класс школы №10. Она училась хорошо и ровно все школьные годы, не ставила заоблачных целей, а реальные выполняла неукоснительно. За что и получила вполне заслуженно золотую медаль в числе еще трех золотых и пяти серебряных медалистов.

-Наш выпуск был особенный. Во-первых, это был первый год, когда одновременно в порядке эксперимента выпустили 10-й и 11-й классы. А во-вторых, это был первый выпуск математического класса, который вела легенда ангарского образования Валентина Афанасьевна ВАСИЛЬЕВА.
До сих пор помнит Людмила Леонидовна и преподавателя Иркутского университета Игоря Дмитриевича СТЕПАНОВА, который читал старшеклассникам высшую математику. По сути это был его проект, именно он стоял у истоков создания физико-математических классов.

В прошлом году поводом для встречи выпускников послужил приезд из Москвы семейной пары одноклассников - Лиды Зайцевой и Юры Потапова. Дважды одноклассники собирались, приглашали тех, кто живет сейчас в Москве, Томске, Питере. А сколько раз встречались вместе ангарчане и иркутяне, Людмила Леонидовна со счету сбилась.

С последнего школьного звонка прошло больше 40 лет. Но случись с кем беда, одноклассники помогут друг другу, где бы ни жили.
- Жизнь есть жизнь. В ней не одни только радости. Однажды у нашей одноклассницы, живущей в Братске, случилась трагедия: погибли два сына, в тяжелом состоянии находился муж. Узнав о случившемся, к ней тут же выехали двое ангарчан и помогли справиться с трагедией. Наверное, в этом и есть смысл дружбы, проверенной жизнью.
Лучше не скажешь.

Оксана ТИХАЯ,
фото из личного архива Людмилы СОБИТОВОЙ


- Все девочки на выпускном были в светлых женственных платьях. Единственная вольность, какую мы могли себе позволить, - взрослые прически с начёсом, сделанные в парикмахерских, - вспоминает Людмила СОБИТОВА (она пятая слева в верхнем ряду).

Учитель для Любы

Любовь БАГРИЙЧУК, режиссер комплексного театра «Чуфело» при Дворце творчества детей и молодежи, пошла в школу в 1961 году. Её семья жила в Тульской области, в небольшой деревне Стублёнке. Как вспоминает Любовь Ивановна, деревенская школа находилась в небольшом деревянном домике, похожем на теремок. И была настоящим очагом культуры.

-Обычно в деревнях классы небольшие, по три-пять человек, - говорит Багрийчук, - у нас же набрался полноценный класс – 24 человека. И я до сих пор вспоминаю всех, с кем училась, и тех, кто учил!
Особенно теплые воспоминания остались у Любови Ивановны о первой учительнице Серафиме Александровне (фамилию, к сожалению, Багрийчук не вспомнила).

- Серафима Александровна жила в другой деревне, но ходила пешком на работу в нашу школу. Ей приходилось каждый день проходить по десять километров туда-обратно по морозу, дождю, снегу, - удивляется Любовь Ивановна. – А ведь она ещё очень часто задерживалась, проводила с нами дополнительные занятия, как сейчас говорят, факультативы. И денег за это не получала.

Отец Любови Ивановны рассказывал ей в детстве жалостливую историю про учительницу. Шла она по лесу, и на неё напали волки. Чтобы отпугнуть зверей, учительница начала жечь тетради учеников. А когда догорел последний тетрадный листок, волки её съели.
- Когда я слушала эту сказку, - улыбается Багрийчук, - то всегда на месте этой героини представляла нашу Серафиму Александровну. И так мне было её жалко!
Серафима Александровна всегда проводила с учениками чаепития, где учила правильно сервировать стол. За чашкой чая проходили и разговоры. За такими беседами ученики забывали про свои оценки и раскрывали душу педагогу.
Вместе с учительницей класс ставил различные спектакли.

- Благодаря ей у всех в классе был очень богатый словарный запас. Она сама нам читала и нас заставляла. Играя какую-либо роль, мы легко импровизировали, никогда не учили текст. Все говорили своими словами. В дальнейшем, когда я уже стала профессиональной актрисой и играла в театре, мне это качество очень пригодилось. Именно в такие моменты я с теплотой вспоминала Серафиму Александровну.
В наше время очень редко найдешь такого идейного учителя. И такую тесную духовную связь, как учитель-ученик. Сейчас в школе строятся деловые отношения. Учитель урок провел - и до свидания. Больше того, что от него требуется, он делать не будет. За это не платят. Пропала душевность, теплота, атмосфера полного доверия. Современные ученики уже не бегут за советом к учителю, он для них не авторитет. А надо бы вспомнить, что хорошие ученики вырастают только у отличного учителя.

Мария СУХАНОВА,
фото из личного архива Л.И. Багрийчук


Ученики 1-го класса стублёнской начальной школы с Серафимой Александровной (в центре). Любовь Багрийчук – крайняя слева в первом ряду. Материал к публикации подготовил Администратор.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.