Официальный сайт Ангарской газеты «ВРЕМЯ»

» » Модернизация образования: Ангарский авангард

Модернизация образования: Ангарский авангард

Общество
2 207
0
В последнее время редкое выступление президента Дмитрия МЕДВЕДЕВА и председателя правительства Владимира ПУТИНА обходится без высказываний о модернизации образования и улучшении его качества.
Оказалось, что в Ангарске, не дожидаясь отмашки сверху, уже несколько лет над этим работают. В управлении образования АМО объясняют, что в образовательных учреждениях работают талантливые и неравнодушные педагоги, умеющие видеть перспективу.


Людмила КОЗЫРЕВА, директор центра обеспечения развития образования (ЦОРО), объяснила это так:
- Еще в 2007 году специалисты управления образования, учителя и родители почувствовали, что назрела необходимость в создании новых программ. И эти программы начали разрабатываться. Делалось это в рамках федеральных целевых программ развития образования, в которые рекомендовалось встраиваться. Основные направления модернизации муниципальной системы образования совпали с национальной стратегией-инициативой «Наша новая школа». И многое из уже наработанного у нас явилось на сегодняшний день самым перспективным.
«Наша новая школа» предлагала для внедрения пять направлений - переход на новые образовательные стандарты, развитие кадрового потенциала, поддержку развития талантливых детей, развитие школьной инфраструктуры и создание условий для сохранения здоровья школьников.

Самым важным из них является переход на новые стандарты образования, в принципе меняющие подход к обучению. Если раньше школы давали только некую сумму знаний, то теперь должны будут обучать способам работы с информацией. Само время выдвинуло это требование - знания быстро устаревают, зато стремительно развиваются информационные технологии.

- Когда-то вся страна училась по одной программе, – рассказывает Людмила Козырева. - В девяностых годах учителя-новаторы стали активно работать по новым программам, к которым теперь все привыкли, - Петерсона, Занкова, Эльконина, Давыдова. Дети их легко усваивают, потому что они ориентированы на разные возможности и склонности. А педагоги начального звена оказались готовы к переменам как никто другой.

Методическая служба АМО решила проблему обмена опытом между педагогами, организовав сетевую систему. Учителя одной школы, обобщая свой опыт, обучали на семинарах и мастер-классах педагогов других школ. В свою очередь сами учились у коллег, многое педагоги перенимали на традиционных конкурсах профессионального мастерства.

Людмила Михайловна приводит примеры. В школе №4 хороший опыт развития универсальных учебных действий. Там знают, как научить детей учиться, работать с информацией, выстраивать отношения в классе, как превратить урок в увлекательную учебную задачу, вовлекая класс в поиск ответов. Не учить готовым решениям, а научить думать.

Всё это обучение, сеть не могли успешно развиваться без организующей и направляющей силы. В Ангарском районе эту роль на себя взял центр обеспечения развития образования (ЦОРО). Именно там увидели, как, используя уже имеющийся опыт, подготовить педагогов к смене образовательных стандартов. А год назад, оценив наработки наших педагогов, Министерство образования области организовало в Ангарске шесть пилотных площадок опережающего введения нового стандарта для начального общего образования. К слову, в Иркутске всего одна площадка. Наши пилоты - НШДС №1, школы №4, 10, 24, 27 и гимназия №8. 14 первых классов стали пилотами. Задача одна – научить работать по-новому учителей. К концу апреля экспертная комиссия, созданная управлением образования из представителей ЦОРО, директоров школ и учителей, покажет, насколько успешным был эксперимент, готовы ли педагоги к работе по-новому, смогли ли они переосмыслить учебный процесс.

- Говорить о том, что 1 сентября 2011 года все разом перейдут на принципиально новое преподавание, нелепо, – оценивает ситуацию директор ЦОРО. - В помощь преподавателям центр совместно с пилотами создает экспертные карты - некое подобие шаблонов современного урока, используя которые легче понять, как он должен строиться. Также будет создан банк показательных, эталонных уроков. Уже есть методические материалы, новые учебники и пособия.

Все эти усилия направлены на улучшение качества образования. Для этих же целей в Иркутской области с июля прошлого года запущен мегапроект «Развитие инновационного потенциала субъектов образования Иркутской области как фактор достижения нового качества в рамках президентской инициативы «Наша новая школа». Он состоит из 15 направлений – монопроектов. Был объявлен конкурс, в котором территории могли выбрать подходящий монопроект, подготовить и презентовать его для реализации. Ангарск был впереди планеты всей. У нас уже были готовы проекты почти по всем направлениям, разработанные под программу модернизации еще в 2007 году! Например, программа поддержки развития одаренных детей. В Ангарске на базе школы №10 три года существует ресурсный центр «Олимп» по работе с математически одаренными детьми. Причем не только из этой школы. Интернет позволяет общаться с преподавателями «десятки» всем желающим.

Или школа №36. Там для начальных классов разработан проект муниципальной школы «Юный исследователь». Им может стать ученик любого образовательного учреждения города. Дети с первого класса ведут самостоятельные исследования, обсуждают их на конференциях.

Особое внимание в нашем разговоре Людмила Козырева обращает на уникальную программу, по которой работает школа №12. ТРИЗ – теория решения исследовательских задач. Именно эта программа идеально вписывается в новый стандарт образования. Школа активно сотрудничает с российской и международной ассоциациями ТРИЗ и имеет право выдавать сертификаты.

- ТРИЗ-специалисты высоко котируются на рынке труда, а значит, выпускники, имеющие сертификаты, получат преимущества при приеме на работу, – резюмирует Козырева.
Это только три проекта из 26, которые Ангарск предложил для продвижения.
Что участие в мегапроекте дает нашим учебным учреждениям? Возможность привлекать учителей и учеников к интересным делам, побуждать их к активности. Наши учреждения могут получать различные статусы – инновационных учреждений, площадок, лабораторий. Это все дополнительные преференции, позволяющие учреждениям выглядеть привлекательно для учащихся и их родителей. Напомним, чем больше учеников в школе, тем больше средств она получает по субвенциям.

Цель мегапроекта – создание необходимых и достаточных условий для грядущих изменений. Учитель должен быть настроен на изменения. Школа должна быть настроена на изменения. И должно быть взаимодействие между учреждениями всех территорий, направленное на обогащение каждого. Мегапроект может оказаться единым мощным процессом, который объединит в себе все направления программы «Наша новая школа», направленные на улучшение качества образования. И отрадно сознавать, что ангарское образование заняло лидирующее место в этом проекте.

Лена ДАВИДОВИЧ,
фото Олега КОРОЛЕВА


КОММЕНТАРИЙ
Наталья САВВАТЕЕВА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе гимназии №8:


- Когда нам предложили войти в пилотный проект, наши учителя увидели, что и раньше кое-какие технологии, схожие с предлагаемыми новыми стандартами, в работе использовали. И родители согласились легко. Все осознавали свою ответственность.

В документах новых стандартов есть положительные моменты, например, четко прописано, каких результатов учитель должен добиться. Многое легло на плечи гимназии, например, пришлось решать проблему недостающих учебно-методических пособий.

Учебники у наших первоклашек такие же, как и у всех. Но нам все же приходилось корректировать учебные материалы. Правда, с нового учебного года эту проблему обещают решить, и учебники будут соответствовать программе.

Учителя делятся своими наблюдениями: эти дети уже приобрели навыки самостоятельной работы, им нравится быть активными участниками учебного процесса в отличие от детей, которым приходилось просто заучивать уроки. Мнение наших учителей о новых стандартах обучения положительное.
Мы проводили анкетирование среди родителей. Они удовлетворены организацией учебного процесса и результатами развития детей.


На уроках Татьяны КОТОВИЧ ученикам 1А класса гимназии №8 не обязательно сидеть за партами. Так даже интереснее. Материал к публикации подготовил Администратор.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.