Официальный сайт Ангарской газеты «ВРЕМЯ»

» » Дайте ж, сударыня, руку!

Дайте ж, сударыня, руку!

Общество
497
0
А давайте поговорим о танцах. Точнее, о танце. О вальсе. Если я спрошу вас, какие вальсы вы помните, наверняка среди них будет вальс Наташи Ростовой из фильма «Война и мир», вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь». Кто-то вспомнит, как танцевали после бани девчонки в «А зори здесь тихие», кто-то - забавный вальс из кинофильма «Девчата». То есть для нас вальс – это красивая, яркая картинка и, как правило, своеобразный привет из прошлого.

9 мая, посещая разнообразные мероприятия, посвященные юбилею Победы, я заглянула в парк строителей и увидела там вальс. На танцевальной площадке кружились пары пенсионеров под музыку военных лет. И этот вальс был совсем другим, он заставил меня поразмышлять о многом.

Танцы и Великая Отечественная война. Казалось бы, они несовместимы. Но это только на первый взгляд. Я вспомнила многих ветеранов, которые, рассказывая мне о той войне, говорили о танцах. Для тех, кто трудился в тылу, были танцы в перерывах между работой на заводе, в деревнях люди часто собирались по вечерам в какой-нибудь избе и танцевали при свечах. И даже на передовой в короткие минуты затишья звучал вальс.

Знаете ли вы, что во время блокады Ленинграда балетмейстер Дворца пионеров Аркадий ОБРАНТ занялся формированием танцевальной группы для выступлений на фронтах? В голодном и холодном Ленинграде он отыскал своих учеников, которые были настолько слабы, что, приседая, не всегда могли самостоятельно из приседа подняться. Каким-то чудом ребят подкормили, и коллектив был сформирован. Дети выступали в палатках, куда привозили раненых, в избах перед бойцами. Выступали без музыки и без аплодисментов, на которые у солдат просто не хватало сил. Эти дети – ярчайший пример того, что человеческий дух способен пройти сквозь многие испытания, дабы не позволить другим поддаться страху и тоске.

Вы только представьте: среди взрывов или звенящей ночной тишины, на расстеленной соломе, приглушавшей звуки, голодные и уставшие танцевали не только дети, но и бойцы. Когда не было опоры, создавалась ее иллюзия, заменяя хлеб и чувство безопасности искусством, музыкой, танцами. Тем, чего не отнять. Люди продолжали жить, а значит, продолжали танцевать. И война в недоумении замирала за дверью.

Война стала их судьбой, роком. Но это была не покорность року, а принятие его вызова. Милый добрый вальс тоже стал вызовом, позволяя быть самими собой, позволяя вырваться из беспощадной окружающей обстановки к полноте бытия, наделяя смыслом каждый миг существования. Они поддавались, поддаваясь простому импульсу жизни – движению под музыку, которое давало силы бороться и побеждать.

Для тех, кто пережил тяготы войны, вальс стал моделью мира в миниатюре. Он позволял увидеть красоту в себе и в том, кто рядом, кто с тобой в паре.

Вальс не для поднятия боевого духа, а для поиска мира и тишины внутри себя. Для поиска любви, гармонии.

…Я смотрю на танцплощадку, на которой кружатся в парах девчонки. Девчонки, которым уже за восемьдесят. Они хохочут, стреляя глазами на сверстников. А вот старенький дедушка бережно танцует со своей принцессой, аккуратно держит ее маленькую сухую ручку. Их вальс далек от совершенства. Они не попадают в ритм, не слышат музыки, они просто смотрят друг на друга. Я вижу все это, и у меня создается ощущение, будто я подглядываю в замочную скважину. И там, за дверью, другой мир. Страшный и трогательный, мир военного вальса, удивительного вальса, о котором у Александра ДОЛЬСКОГО есть такие строки: «Вальс растерянный, вальс расстрелянный, вальс-туман…»

И я вдруг понимаю, что плачу как дура. Плачу от простого вальса…

Ирина СЕРГЕЕВА,
фото Николая СТЕРНИНА
Материал к публикации подготовил Администратор.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.