Официальный сайт Ангарской газеты «ВРЕМЯ»

» » Экзамен давно уже не единый

Экзамен давно уже не единый

Общество
719
0
Отзвенели последние звонки. Выпускники приступили к сдаче экзаменов. В понедельник 11-классники сдали географию и информатику. Вчера – математику базовую. Завтра будут сдавать математику профильную. О том, как сдать экзамены без ущерба для здоровья, мы поговорили с экспертом ЕГЭ, учителем математики высшей категории с 30-летним стажем, заместителем директора школы №10 Людмилой ШВАРЁВОЙ.



- Людмила Викторовна, ЕГЭ сдают уже больше 10 лет. Все уже привыкли или остались проблемные моменты?
- Дискуссии идут постоянно. Ведущие учёные пишут, что в части ЕГЭ по математике разделение на базовый и профильный уровни нарушает права ребёнка. О каком ЕДИНОМ государственном экзамене мы говорим, если идёт разделение? Дискуссии, чтобы вернуть прежнюю систему экзаменов, тоже ведутся. Но в ЕГЭ ввалено столько денег, что вряд ли уже назад отыграется. Я считаю, что ЕГЭ это не так плохо. У нас в математике давно убрали часть-«угадайку». Теперь все задачи надо решать. Следовательно, мыслить, понимать, внимательно читать. А вот разделение на базовый и профильный уровни мне непонятно. Потому что первые 12 заданий профильной математики совершенно спокойно может решить любой ребенок из общеобразовательной школы.

- Я думала, что «единый» означает и выпускной, и вступительный…
- И это тоже не совсем так. Есть вузы, в основном первые в рейтинге вузов страны, которые сохраняют за собой право, помимо результатов ЕГЭ, проводить свои внутренние испытания. То есть они не доверяют ЕГЭ. Уже не секрет, что есть выпускники, которые приезжают со стобалльными сертификатами ЕГЭ по русскому языку и не могут без ошибок написать заявление о поступлении в вуз. Существует сегодня даже такое понятие, как «миграция в преддверии ЕГЭ». Например, в кавказских республиках дети из крупных городов срочно переезжают в аулы и там чудесным образом получают по ЕГЭ 100 баллов.
Кроме того, варианты ЕГЭ у нас и варианты московских школьников, по крайней мере по математике, значительно отличаются по степени сложности. У них проще. Политика оставлять детей на местах имеет место быть.

- Что нового в ЕГЭ по математике в этом году?
- Ничего. У нас уже хорошо сформированный ЕГЭ. В 2015 году впервые сдавали профильную математику, тогда там была 21 задача, даже наши дети, хорошо подготовленные, не успевали справиться. Это был ужас. На следующий год были сделаны выводы и оставлены 19 задач.

- Как ЕГЭ изменился за все годы, которые его сдают?
- Когда ЕГЭ только появился, он состоял из трёх частей. Часть А предполагала выбор ответа. Часть В – запись ответа. Часть С – развёрнутое решение. Лет шесть назад в математике убрали часть А. И тогда, когда он был по-настоящему единым, часть С решали только хорошо подготовленные школьники. Я не понимаю, зачем его разделили.
Если ребёнку нужна была математика только для аттестата, то он спокойно набирал свои шесть баллов из 32 возможных. На школьную оценку результаты ЕГЭ не влияют. Вот и всё. Зачем было дробить? Таким образом только увеличилось количество экзаменов – ребёнок переживает, что не сдаст профильную, выбирает ещё себе и базовую. А это лишнее волнение.

- Как вы психологически готовите детей и родителей?
- Готовность - лучшее средство против волнения. Когда ребёнок предметно готов, он спокоен. Он приходит и начинает работать. Волнение уходит моментально, как только увидел задания и понял, что это всё он может решить. Они волнуются только во время неприятных процедур обыска, в ожидании неизвестности.
Мы готовим не только предметно, но и правильно отрабатываем время. Есть дети, которых я учу на первую часть – на 12 задач – тратить всего 20 минут. Это ребята, которые должны тщательно решить всю вторую часть – 7 трудных задач - и успеть оформить. Если ребёнок слабый, то во вторую часть он совершенно спокойно может не лезть, он должен сосредоточиться на первых 12.
Родители должны слышать ребёнка, а не тешить амбиции. Не надо брать на себя слишком много. Если требования к девятиклассникам, сдающим ОГЭ, четыре предмета – два обязательных (русский и математика) и два по выбору (если они планируют продолжать обучение в 10 классе), то такого ограничения по количеству предметов в 11 классе не существует. Чисто теоретически он может выбирать сколько угодно предметов, но тогда качественно подготовиться не сможет. Для того чтобы делать выбор в марте или феврале, ребёнок уже должен понимать, в какой вуз он идёт и какой набор ЕГЭ ему нужен. Это в основном три экзамена - русский, математика и один-два профильных предмета. Поэтому надо изучить требования вуза, в который вы готовитесь, и готовиться целенаправленно к этим экзаменам, не распыляться. Кто выбирает по девять экзаменов? Тот, кто плохо учился и надеется проскочить.

- Вы скучаете по старым добрым экзаменам?
- Я очень страдаю, что не стало устных экзаменов. Уходит речевая культура. Ребёнок должен говорить на всех предметах. Объяснять, рассуждать, доказывать. Это была красота, когда ребёнок сдавал устную математику! Ни с чем несравнимое удовольствие слушать, как он рассказывает теоретические вопросы и докладывает решение задачи! Это большая потеря.

- Как проверяется ЕГЭ?
- Мы это делаем на следующий день после экзамена в центре обработки информации, в Иркутске, в институте развития образования на ул. Лыткина. К нам поступают сканы работ. Их расписывают по фамилиям экспертов. На проверку поступают только сканы второй части. Первая часть проверяется компьютером. И апеллировать по первой части нельзя. Мы проверяем работу в соответствии с критериями, которые нам выданы. Очень чёткие критерии. Кроме меня, где-то ещё один эксперт проверяет такую же работу. Если наши с ним баллы разнятся хотя бы на один, работа уходит на третью проверку - к ведущему эксперту. И тогда выясняется, кто из нас был прав. Нам неизвестны не только фамилии тех, кто писал работы, но даже регион, откуда они к нам поступили. На работе стоит штрих-код и фамилия эксперта.

Проверка – это очень тяжёлая работа. Нам не разрешается разговаривать, брать с собой сумки. С 8 утра до 9 вечера мы только проверяем. Сидим в тесноте. И так два-три дня. По 300-400 работ на человека. Поэтому ошибки эксперты всё-таки допускают от усталости или из-за изменения критериев. Мы начинаем, допустим, проверять по одной инструкции, снимаем балл за какое-то задание. Проходит день, картина вырисовывается, в центре понимают, что все дети выполняют задание таким образом, что балл надо снимать всем, решают оставлять балл за это задание. А работы-то вчерашние уже ушли ко второму эксперту! Он балл поставит по новым критериям, а мне это пойдёт в ошибки. И будет штраф в оплате. Тяжёлый труд. Но для того чтобы своих детей качественно подготовить к экзамену, надо понимать, что их ждёт. А для того чтобы понимать, надо быть в этой среде, быть экспертом ЕГЭ.
Анастасия ТЮЛЬПАНОВА,
фото Николая СТЕРНИНА
Материал к публикации подготовил Администратор.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.