Официальный сайт Ангарской газеты «ВРЕМЯ»

Девушка в очках

Фото: автора
Общество / Культура
150
0
Что может рассказать картина о художнике

31 июля в выставочном зале городского музея состоялось открытие выставки одной картины. Ангарчанам была представлена работа «Синий вечер», написанная в 1980-х годах молодым ангарским художником Юрием МИТЬКИНЫМ.

В 1990-х годах в Иркутском художественном музее была организована «Выставка 23-х». На ней представляли свои работы молодые талантливые художники, называвшие себя «потерянным поколением». Работы были достойными и очень искренними. Такое чувство, что именно невероятно трудные 90-е стали для российской живописи своего рода откровением, когда художник мог работать честно, душу выплескивая на холст. Сейчас такое встречается редко. Не потому, что честных художников поубавилось, а потому, что живописцы тоже хотят кушать и пишут в основном то, что продается.

Среди того «потерянного поколения» был и Юрий Митькин - художник, музыкант, поэт. Интеллигентный и скромный, настоящий мастер, которому удавались и пейзажи, и женские портреты, считающиеся одними из лучших в современном искусстве Иркутской области. Именно по ним и создавалось впечатление о Митькине как о художнике, романтике и лирике, картины которого - настоящие философские размышления о жизни и человеческих судьбах.

В Ангарском городском музее хранятся три работы Митькина. Это три женских портрета: «Такая разная Диана», «На острове Ольхон», «Зимний вечер». Считается, что в лирических работах, и портреты не исключение, существует два времени года: задушевная призрачная весна и экспрессивная, порой трагичная осень.

На портрете «Зимний вечер», безусловно, муза весенняя - светлая, милая, домашняя блондинка в халатике и больших очках. Работники городского музея иногда называли работу просто - «Эта девушка в очках». Кто она? Кем приходилась Юрию Митькину? Это стало известно лишь перед самым открытием выставки.

Оказалось, что безвестная девушка - это первая любовь художника, с которой он познакомился в иркутском художественном училище. Зовут ее Светлана. Они дружили. Юрий даже познакомил ее со своими родителями и сестрами. Со временем они расстались, обзавелись семьями, и в 1980-х Юрий написал этот портрет.

Кому-то «Зимний вечер» может показаться необычной картиной, и этому есть объяснение. В 1980-х годах в нашей стране в искусстве властвовала реалистическая школа, не принимающая никакие другие течения. Оставаясь реалистом в изображении девушки, Юрий Митькин берет и просто разрывает пространство комнаты, в которую проникают и синий город, и холодный синий пейзаж.

Такой разрыв пространства - новаторство художников 1980-х. Но при таком новаторстве Митькин всегда оставался верен первоисточнику. Работая над портретом, он стремился, чтобы человек был узнаваемым, а то, что находилось вокруг, искрилось, взвивалось, иногда рвалось в небеса или тихо замирало.

В семье Митькиных, которая жила в ту пору в поселке Жигалово, было семь детей - три сестры и четыре брата. Все дети любили рисовать. Но художником стал лишь Юрий. И в этом огромную роль сыграл деревенский художник ФЕДОТОВ, заметивший способного паренька и сумевший простое увлечение подростка превратить в дело всей его жизни.

Только вот с первого раза Юрию не повезло поступить в художественное училище. Причем его родители недоумевали: зачем Юрию, окончившему 10 классов, поступать в училище, когда можно пойти в любой институт? Но он был непреклонен. Не поступив, год проработал бетонщиком на иркутском заводе им. Куйбышева и одновременно учился в художественной студии. Через год поступил, но его тут же призвали в армию. К учебе вернулся лишь после службы.

- Действительно, мы этого понять не могли, - вспоминает Зинаида, старшая сестра Юрия Митькина. - Если бы он пошел в институт, то и в армию бы идти не пришлось. А так столько времени потерял! Он вообще был очень одаренным: играл на гитаре и баяне, пел. А какие мелодии выводил на немецкой трофейной губной гармошке! Очень любил читать. Читал запоем. Бывало, просыпаюсь утром, а он не спал, за ночь прочитал книгу! Наш отец если видел, что мы сидим за книгой, говорил, что мы бездельничаем, и выгонял из дома. А Юра приучил меня к чтению. Помню, как он удивлялся, что я не читала повесть ХЕМИНГУЭЯ «Старик и море». И еще помню, что Юра пытался писать. Мы с сестрами как-то наткнулись на его рассказ про нашу собаку.

Юрий никогда не забывал про сестер, не терял с ними связи. Они для него были и настоящими друзьями, и вдохновителями, и персонажами его картин. Вот и на выставке в Ангарский городской музей приехали все сестры - Зинаида, Нина, Полина, ставшие хранительницами творческого наследия брата. Также на выставке поделилась своими воспоминаниями Ирина ДРАГАЕВА, вдова ангарского художника Геннадия ДРАГАЕВА, с которым был очень дружен Юрий Митькин. Более того, их называли единым целым, настолько они дополняли друг друга!

Они вместе жили в Усолье-Сибирском, где Юрий работал преподавателем, а затем и директором детской художественной школы. А в начале 80-х оба стали работать в ангарских художественно-производственных мастерских. Их мастерские находились в Майске, в одном помещении, через стенку. Они творили, учились друг у друга, экспериментировали и для всех прочих всегда были очень талантливыми, но крайне странными художниками, нелогичными в поступках, непрактичными, самобытными, не умеющими зарабатывать деньги и в то же время любящим дарить подарки. Веселыми, открытыми, доброжелательными.

- У Юры никогда рот не закрывался, настолько он любил пошутить! - вспоминает Зинаида. - Как он травил анекдоты! Как песни пел и играл на гитаре! Знал уйму прибауток, умел игры придумывать.

Создается ощущение, что Юрий просто любил жизнь. Любил этот мир. И изображал его таким, какой он есть. И эта исповедальность, индивидуальный тембр, восточная сдержанность, проходящая через призму неторопливого созерцания и легкой мистики, были настолько запоминающимися и особенными, что стали особым культурным достоянием нашего города.

- Юра любил говорить: «Я в этой жизни наследил, и память обо мне останется». Типа пора уже и честь знать, - вспоминает Нина. - Мама его за это ругала. И ей очень не нравилось, что он, приезжая к родственникам, часто бросал на ходу: «Запомните меня таким!» Он ушёл от нас в 45 лет.

- Он словно чувствовал свой ранний уход,
- делится мыслями Зинаида. - 21 июня мы отмечали его последний день рождения. Настряпали поз, сидели всю ночь. Юра до утра пел, играл на гитаре и постоянно говорил, чтобы мы его именно таким запомнили. Он ушёл от нас 45 лет.

В этом году Юрию Митькину исполнилось бы 65. Это не так уж много для обычного человека, но, видимо, очень много для талантливого художника, никогда не жившего завтрашним днем, а щедро, без остатка отдававшего людям свой дар, свои силы, свою жизнь.

Фото 1: Та самая девушка в очках - картина «Зимний вечер».

Фото 2: Юрий МИТЬКИН. Фото из семейного архива.

Фото 3: Родные сёстры Юрия Митькина (Нина, Зинаида, Полина) на открытии выставки одной картины в Ангарском городском музее.


Ирина СЕРГЕЕВА
Материал к публикации подготовил Администратор.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.