Официальный сайт Ангарской газеты «ВРЕМЯ»

» » Россия, мастер, береста

Россия, мастер, береста

Фото: Николая СТЕРНИНА
Общество / Культура
84
0
Россия, мастер, береста
Зачем в доме должны быть изделия из берёзы

В выставочном зале городского музея открылась выставка известного в Ангарске резчика по бересте Геннадия ТОМИЛОВА.

Томилов – человек редкий: музыкант, мастер по керамике, резчик по дереву. Он многое может делать руками, пробует новые техники, с удовольствием режет ледяные скульптуры, но береста – особое направление в его творчестве. «Берестой занимаются только в России, - объясняет Геннадий. – Хотя береза растет по всему миру. Но только у русских она ассоциируется с душевностью, красотой, с самой сутью нашего народа».

Сейчас многие художники работают с берестой. Это настоящее искусство, причем разноплановое. Здесь и живопись, и скульптура, и панно, и поделки. Самое главное - это действительно исконно русское искусство. Вот и все работы Геннадия о святой Руси: шкатулки разных форм и размеров, миниатюрные туески и другие бытовые изделия, рожки-свистелки, ларцы, предметы интерьера. Они облицованы тонким и причудливым прорезным берестяным орнаментом, переплетением листьев, цветов и веточек неведомых растений. Весь этот диковинный узор венчает центральная сюжетная композиция.



Геннадий – представитель легендарной плеяды шемогодских умельцев, создателей промысла берестяной резьбы. В народе эта резьба так и называется «шемогодской». Появилась она в XVIII веке в Великом Устюге. Кстати, учился бересте мастер именно там.

Продолжая устюгские традиции, Геннадий не боится экспериментировать, делать берестяные предметы необычных форм, украшать их сказочными зверями и птицами, сложными орнаментами. Ему легко удается как миниатюрный глобус, так и настоящий горбовик.

Что интересно, Геннадий не делает подготовительных эскизов, не наносит рисунок на бересту, а режет так, как душа чувствует. Режет быстро, виртуозно, фантазийно.



Автор считает, что береста – настоящее сокровище для того, кто ее любит и умеет чувствовать. Ведь каждый ее слой отличается по оттенку и тем самым дает широкие возможности в декорировании. Самый ценный – внутренний слой, который также называют лицевым. Он бархатный и теплый по цвету: желтый, красноватый, желто-зеленый, оранжевый. Сочетаниями этого слоя с остальными мастер создает уникальную, яркую палитру. Тут и не нужно раскрашивать изделие, наносить тонировку. Богатство природных оттенков и неизменные свойства уникального материала сохраняют натуральную красоту, которой можно наслаждаться десятилетиями!

Вообще, в изготовлении изделий из бересты есть какая-то магическая притягательность. Чистый природный материал будто имеет волшебную силу, которой он щедро наделяет резчика. Не случайно в древности бересту применяли не только в качестве украшения, но и в лечебных целях. Берестяной смолой чистили зубы, прикладывали бересту при ранах и ожогах, изделиями из березовой коры снимали головную боль и нормализовывали давление. В берестяной колыбельке малышу крепко спалось, так как береста содержит полезные для здоровья летучие вещества – фитонциды. Они и продукты хорошо хранят, и воздух обеззараживают.

В доме, где имеются изделия из бересты, человек дышит целебным воздухом. Что уж говорить о мастере! Для него это не только самая любимая, но и целебная работа!



- Березу называют теплым деревом, - рассказывает Геннадий. - Даже в холодной комнате береста остается теплой, так как обладает большой положительной энергетикой. Достаточно некоторое время посмотреть на нее, подержать в руках, и вы успокоитесь, если были чем-то взволнованы. На Руси говорили, что береза забирает боль и дает здоровье.

Береза для нас всегда была самым главным деревом. Ее не ломали, а заготавливали из нее бересту. Причем это можно было делать не весь год, а лишь в начале весны, когда дерево само готово «расстаться» с верхним слоем. Это правило действует и сегодня. Также можно использовать бересту с упавших деревьев, только ее нужно специальным образом обработать, придав материалу гибкость и эластичность. А потом начинается сам творческий процесс, необыкновенно приятный и увлекательный.

Береста – настолько «его материал», что для работы с ней Геннадию не требуется огромная мастерская, он режет дома, в специальном рабочем уголке. И домашние не против. Его невероятная работоспособность позволяет быть выше многих трудностей, с которыми сталкиваются ремесленники в процессе создания и реализации своих произведений. Он практически не занимается торговлей берестяных изделий, считая, что мастер должен делать свое дело, уметь справляться со сложными творческими задачами.


Увидеть работы мастера можно в выставочном зале на ул. Глинки, с 10.00 до 17.30, выходной - воскресенье, понедельник. Выставка продлится до середины сентября.

- Как-то меня попросили из бересты глобус сделать, - вспоминает Геннадий. - А как? Задача? Задача. И я ее решил. Было сложно, но очень интересно. Меня такие процессы захватывают полностью.

Стремясь к новому, Томилов считает, что нельзя терять то ценное, своеобразное, рациональное, что было выработано в течение многих веков мудростью наших предков. Его береста абсолютно функциональна, ею можно пользоваться, она нужна людям. Это та ниточка, которая соединяет нас с нашими обычаями, с исконно русскими истоками и, если хотите, активизирует генетическую память.

Ирина СЕРГЕЕВА
Материал к публикации подготовил Администратор.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.