Официальный сайт Ангарской газеты «ВРЕМЯ»

У Бога всего много

Фото: автора
Общество
170
0
Почему монастырское значит вкусное

Есть поверье, что попавшему в смертельную беду человеку поможет сорокоуст во здравие, заказанный сразу в трех церквях, а лучше в трех монастырях. Сделать это непросто, учитывая, что монастырей у нас меньше, чем супермаркетов. И только раз в год, когда в Иркутск приезжает выставка «Русь православная», этот ход становится возможным. Это тот редкий случай, когда не мы едем в храм, а храм приезжает к нам и говорит: спасайтесь!

…Вход в иркутский Сибэскпоцентр в эти дни был разделен на две половины. Стоят указатели: «К святыням» (ковчеги с частицами мощей и иконы Матрены МОСКОВСКОЙ, святителя Николая, мощей святителя Феофана ЗАТВОРНИКА и Божьей Матери Казанской ВЫШЕНСКОЙ) и «На выставку». К святыням выстроилась тихая долгая очередь, визуально намного меньше, чем в прежние годы, когда привозили одну «Неупиваемую чашу», и люди стояли к ней целыми семьями. На выставку очереди нет. Однако под крышей бурлит людской муравейник, покруче многих распродаж.

Здесь нет, кажется, ни одного товара, сделанного в Китае, и где еще сегодня такое возможно? Видимо, возрождение не только духовности, но и экономики нашей страны начнется с православия. Практически все, что привезли на выставку, от крошечного крестика и детской игрушки до выделанных тончайшей мережкой крестильных рубах и бидонов с пахучим медом сделано в храмах, монастырях и православных мастерских.

На ярмарку в Иркутск приезжают представители православных общин со всей России и не только. Едут из Иерусалима, Вифлеема и Афона. Нынче были даже из Сербии и Украины. На расстоянии буквально трех шагов здесь можно было заказать не то что три сорокоуста, но практически любую службу в любом из храмов, даже в храме Гроба Господня в Иерусалиме, где является чудо благодатного огня, были бы деньги.

Цены у всех практически одинаковы, поэтому матушкам и батюшкам приходится рекламировать свои приходы тем, кто проходит мимо:

- У нас храм 14-го века!

- А у нас самый северный, построен без единого гвоздя!

- Наш Отец Серафим, настоятель - духовное чадо Паисия Святогорца, недавно канонизированного.

- Нашу икону ангелы принесли по воздуху, она мироточит!

- Параклис читают только в таких больших монастырях, как наш, очень помогает от тяжести на душе.

- Мы проскомидию совершаем только для тех, кто раз в год причащается, у нас с этим строго!


Каждый приехал со своей иконой, у каждого висит свое объявление о сугубой службе. В одном обещают помолиться за некрещеных, в другом за тех, кто умер без покаяния, в третьих читают Неусыпаемый Псалтырь, в четвертом принимают сугубое прошение перед операцией. И в каждом служат заказные литургии с частицей о здравии и упокоении, молебны о вразумлении чад – какие бы правила ни устанавливал капитализм, а для людей самое главное - семья и здоровье.

Конечно, общины отправляются в такой далекий путь не только для того, чтобы помочь нам, грешным, но и себе тоже. Церковь ведь отделена от государства, батюшки служат и приходы существуют не за счет бюджетов и грантов, а только на то, что им прихожане пожертвуют, за что заплатят. Самое распространенное предложение на выставке - купить «кирпичик», а если церковь деревянная, то «бревнышко» (есть даже «семейное бревнышко»). Цена от 50 до 100 рублей, а милость огромная. «Кирпичик» значит вечное ангельское поминовение, которое хорошо заказывать о спасении души как живых, так и усопших. Считается, что жертва на «кирпичик» покрывает множество грехов. Святитель Иоанн ШАНХАЙСКИЙ писал: «Нас не будет, храм может быть разрушен, но молитва монаха за жертвователя будет свидетельствовать Господу вечно».

В известной своими праведниками Глинской пустыни можно заказать чтение псалтыря аж на пять лет за тысячу рублей за одно имя. Один год обойдется в 200 рублей. Цены действительно божеские. Ведь молитва - это труднее, чем вахта. Мы за себя-то и за детей своих и то не можем делать это каждый день со вниманием и без спешки. В церковь заскочили как в автобус, свечку поставили, полчаса постояли, а ноги уже затекли, и эсэмэски забрякали, делов полно, чего время терять! Священники же молятся за нас каждый день, без отпусков, без выходных и праздников, без больничных. Часами! И на ногах!

Вот матушка терпеливо объясняет женщине с губами, поджатыми в раздраженную скобку:

- Монахи живут без телевизоров и сотовых телефонов, постное масло употребляют не чаще трех раз в неделю и встают на первую молитву уже в три часа. Молитву не случайно называют подвигом, ее Господь слышит и очень чтит.

Особенность таких выставок – множество полезных и нужных для православного человека вещей. Иконы, крестики, молитвенники, свечи, ладанки, косынки, открытки со святынями… Снизившаяся платежеспособность россиян вообще и сибиряков в частности убрала с прилавков дорогие вещи. Не было уже икон ручного письма из Мцеры или ювелирных изделий известных российских мастерских, зато появились дешевенькие комбоскини – намоленные узелки из простых ниток, которые в Греции и на Афоне с молитвой вяжут монахи. Такой браслетик носят на руке как духовную защиту. Альтернатива столь популярной сегодня красной шерстяной нитке от сглаза.

Знающие люди специально едут на такую выставку, чтобы купить что-то в монастырской аптеке: травы, сборы, настойки, чаи, кремы, мази… Говорят, что все это работает лучше, чем из обычной аптеки. Почему? Ответ написан на вывеске одного из таких прилавков: «Изготовлено по старинным монастырским рецептам со смирением и молитвой». Чем не рецепт счастливой жизни?

Особая радость для людей читающих – прилавки издательства «Сибирская Благозвонница» (Москва). Увы, только на такой выставке, раз в год, у нас можно купить такие книги. Говорят, нашему губернатору здесь подарили новую повесть Сергея КОЗЛОВА «Сорок дней». Кстати, именно это издательство напечатало книгу иркутского доктора Ирины РОВНОЙ «Рассказ от первого лица, или Поговорите с гинекологом». Рассказывают, что автор принесла рукопись прямо на выставку. И вот сейчас это настоящая книжка в твердой обложке. Еще Иоанн ЗЛАТОУСТ говорил: «Случилось хорошее – благодари Бога, и хорошее останется. Случилось плохое – благодари Бога, и плохое отойдет».

Фото 1: Монастырь - это практически натуральное хозяйство. Здесь и молятся, и пашут, и сеют, и за коровами ходят, и пчёл содержат. Кто хоть однажды обедал в монастыре, вспоминают эту еду как самую вкусную в жизни.

Фото 2: Большинство из нас ходят в храм за утешением от всех бед.


Галина АМЯГА


Материал к публикации подготовил Администратор.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.