Официальный сайт Ангарской газеты «ВРЕМЯ»

» » Михаил ТОМАШЕВСКИЙ, учитель ОБЖ: Оружие увидели - сели на пол!

Михаил ТОМАШЕВСКИЙ, учитель ОБЖ: Оружие увидели - сели на пол!

Фото: Николая СТЕРНИНА
Общество / Собеседник
295
0
Анастасия ТЮЛЬПАНОВА

На днях завершился областной конкурс «Лучший учитель ОБЖ». Участвовали 19 педагогов со всей Иркутской области. А победил наш, ангарский, учитель ОБЖ школы № 10 Михаил Владимирович ТОМАШЕВСКИЙ. В эти дни, после трагических событий в Керчи, излишне говорить об актуальности этого предмета в школе. О том, какие опасности подстерегают детей и как их научить беречь себя, наш сегодняшний разговор с Михаилом Владимировичем.

- Почему учителей ОБЖ на конкурсе профессионального мастерства выделяют в отдельную категорию?

- Учителя по другим предметам какие-то более напряжённые, всем постоянно некогда, у них высокая конкуренция – чьи дети победу одержат в олимпиадах. Мы, обэжэшники, радуемся победам ангарских детей, неважно, у кого они учатся. Правда, именно в нашей специальности большая текучка. Постоянный коллектив учителей ОБЖ на 40 школ города человек 12. Приходят люди ОБЖ преподавать, сталкиваются с огромным объёмом информации, при этом надо самому иметь практические навыки не только по медицине, но и по другим наукам, – и уходят. Я-то с медициной с детства дружен. У меня бабушка была фельдшером, мама - врач-кардиолог. Выживанию в природных условиях у отца научился, он лэповец. Девять лет мы прожили на Сахалине, он участвовал в строительстве подстанции, тянул линии электропередач. Я с ним везде ходил, даже медведя вживую в детстве видел.

- А вообще на учителей ОБЖ где-нибудь учат?

- Да, в иркутском университете есть факультет географии и ОБЖ. Только где они, выпускники? Куда деваются? Я по образованию преподаватель технического труда и черчения, всю жизнь работаю в школе. В 1994 году в больнице лежал и услышал, что появляется новый предмет - ОБЖ. Заинтересовался. А учебников не было ещё. Стал читать и конспекты составлять. Эти конспекты до сих пор в работе использую. А до 90-х годов мы как-то обходились самозащитой без дополнительного обучения. Жертв-то столько не было…

В 90-е преподавать ОБЖ в школах пошли офицеры с боевым опытом – это сколько ж они могли детям дать! Они в школах занимали должности заместителей директора по военно-патриотическому воспитанию. Вот это было привлечение мужчин в школу! Потом эту должность в Ангарске упразднили, в других городах кое-где есть. Все и поуходили, я один с того периода остался. Теперь мы приравнены ко всем другим учителям – уроки, внеурочная деятельность. Веду, кроме уроков, кружок «Школа выживания» по учебному плану один раз в неделю. Чему можно научить? Времени совсем мало.

- В каких ситуациях учите выживать?

- В 10 классе у нас сейчас идёт гражданская оборона. Показываю ребятам приказ, как школа должна вести себя в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. В мирное время это просто бумажка. Случится что, школа становится штабом, руководитель - директор. Вот и представьте, в пожарном звене по приказу всего три человека. А гидрантов с пожарными рукавами по школе восемь. А если возгораний несколько и на разных этажах? Значит, пожарному звену понадобятся помощники. Из числа кого? Надо старшеклассников готовить! А обучение коллектива проводит специальное лицо на курсах, к сожалению, всё обучение сейчас платное. Я сколько раз предлагал, чтобы я их обучил. А когда это делать? Всем некогда. Хотя трагедии случаются без предупреждения, как правило, никто не готов, как в Кемерове…

- Вы анализировали последнюю трагедию, в Керчи? На ваш взгляд, почему такое происходит?

- Как обычно, у нас все виноваты, но по факту никто. Сама система несовершенна. Вот сейчас провести проверку - попробовать ученикам в портфелях пронести что-нибудь запрещённое в школу. Пожалуйста! У них баулы такие, что гранатомёт принести можно. Поставить металлоискатель? Он будет звенеть на всё – на ключи, пряжки. Поставить охранника с металлоискателем, как перед ЕГЭ на входе? Слушайте, ну у нас же не зона, в конце концов. Усилить охрану? Тоже не выход, потому что это должны быть постоянные люди, которые всех в школе знают в лицо. Почему этот студент в Керчи смог войти через запасной вход? Непонятно. У нас в школе все запасные выходы сейчас на электромагнитных замках, они автоматически откроются только при включении пожарной сигнализации.

- А если не пожар? Если ребёнку надо будет выбежать через запасной выход от вооружённого человека?

- На это есть вахтёр, который должен нажать на кнопку.

- А если он выбежит первый, испугавшись?

- Вот видите, одни вопросы… И вопросов много, пока без ответа. Говорят, всё у детей идёт из семьи. Ну понятно, что дети повторяют за родителями переход дороги на красный свет, хамство, равнодушие к пострадавшему. А в чём виновата мама мальчика, который в Иркутске под трамваем погиб? Да, она его не встретила. А как она встретит, если на работе? Значит, надо всем родителям младших школьников рабочие графики менять? А если они в зарплатах потеряют, то кто пострадает? Опять дети.

Под все происходящие трагедии я меняю программу, разбираем и анализируем всё на уроках, тратим много времени. Лучше уж потом программу нагонять, чем это всё оставить без внимания.

- Как правильно себя вести, если в здание вошёл вооружённый человек?

- Оружие увидели, сели на пол, головки пригнули - сидим! Главное - не спровоцировать на стрельбу. Но единого рецепта быть не может. В Керчи такое поведение бы никому не помогло. Преступник вообще ни секунды не медлил, сразу стал стрелять…

- По одной из версий студент пришёл убивать ненавистных преподавателей. Может ли быть причиной таких нападений на учебные заведения в Керчи, в Перми (в начале этого года) сама система образования?

- Наши выпускники-студенты много, конечно, безобразия рассказывают. И как деньги у них за всё вымогают в вузах, и другое. И ведь доказать это невозможно! В нашей школе отношение к детям очень человечное. Конечно, есть строгие учителя. Например, наша легендарная Валентина Афанасьевна ВАСИЛЬЕВА. Вы знаете, как она строга к детям? А разве пришёл кто в неё стрелять? Её любили и любят до невозможности! Значит, есть какая-то допустимая грань! Или же Интернет сейчас играет с нашими детьми такие шутки. Возможно, студент был зомбирован.

- Как пробуждаете интерес у детей к предмету?


- Примерами из собственного опыта, из фильмов, из книг. Хотя мало сейчас дети читают и смотрят хороших фильмов. Из трёх 11 классов «9-ю роту» смотрели всего четыре человека! Рекомендую читать Владимира САНИНА «Семьдесят два градуса ниже нуля», «Трудно отпускает Антарктида», «За тех, кто в дрейфе». На мой взгляд, шестиклассникам это должно быть очень интересно. Там столько ситуаций, которые нам к урокам подходят! Не читают… Восьмой класс, тема «Техногенные аварии». Скучная сама по себе тема. Я предлагаю прочитать Ивана ЕФРЕМОВА «Сердце змеи». Там великолепно описаны признаки отравления парами ртути! Просто рассказывать про разбитый градусник бесполезно, ничего не запомнят. А вот прочитать в книге – другое дело. Но из трех классов по моей рекомендации хорошо если человека три прочитают… Приходится на уроке отрывки зачитывать.

Интересна детям практика на манекенах, противогазах, куклах. Накладываем жгуты, делаем искусственное дыхание. Учимся доставать кость из горла у подавившегося ребёнка. Кстати, метод Буратино, как в советское время учили, вверх ногами, забудьте! Ребёнка кладём на живот и скользящими ударами постукиваем по спине в сторону головы. Из гортани предмет подвинется, и можно уже руками достать.

- ОБЖ 90-х годов и современный предмет ОБЖ отличаются?

- Небо и земля! Сейчас такой объём информации детям надо дать, что ни уроков, ни факультативов не хватает!

Да и многие старые правила безопасности уже не работают. Например, раньше говорили «трамвай обходи спереди, автобус – сзади». Это работало в советское время, когда машин на дорогах было мало. Сейчас машин много. Поэтому новое правило: вышел и стой, пока все не уедут! Уехали – жди зелёный свет и переходи! Только так.

- Какая у вас зарплата?


- С высшей категорией, стажем 35 лет, званием «Почётный учитель», нагрузкой в 24 часа – 23-27 тысяч рублей.

Фото: ОБЖ – предмет очень серьёзный. И это не куклы, а тренажёры.

Материал к публикации подготовил Администратор.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.