Ангарская газета «Время»



СРОЧНО ТРЕБУЮТСЯ ПОЧТАЛЬОНЫ ДЛЯ ДОСТАВКИ ГАЗЕТЫ "ВРЕМЯ" в 8 и 9 микрорайоны с.т.8-950-134-77-30 | ☎ 52-29-55 ✹✹✹ ВНИМАНИЕ! НАЧАЛАСЬ ПОДПИСКА НА ГАЗЕТУ "ВРЕМЯ" НА 2-ое ПОЛУГОДИЕ 2019г. ☎ 52-29-55 ✹✹✹ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ЦЕНЫ ПОДПИСКИ НА ГАЗЕТЫ: "КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА" и "АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ" | ☎ 52-29-55
» » Виталий СИДОРЧЕНКО: Фактура у меня была что надо!..

Виталий СИДОРЧЕНКО: Фактура у меня была что надо!..

Фото: предоставлено В.П. СИДОРЧЕНКО и из архива редакции
Общество / Собеседник
286
0
Беседовала Мария СУХАНОВА

В который раз убеждаемся, что наше «Время» читают под лупой! В № 101 от 22 ноября был опубликован материал «Неизвестный Ангарск». На одном из фото стоял парень за станком. Мы просили читателей назвать его профессию.

Геннадий ТЕТЕРЕВЛЕВ назвал не только профессию, но и фамилию. Оказалось, это его одногруппник Виталий СИДОРЧЕНКО, с которым он учился с 1952 по 1956 г. в Ангарском техникуме искусственного жидкого топлива и газа.

Мы нашли Виталия Петровича. Виталий Сидорченко – заслуженный артист России, старейший актер Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова. В свои 80 лет продолжает выходить на сцену.


- Виталий Петрович, как вы попали в Ангарск?


- Родом я из Нижнеудинского района. Отца почти не помню, в 1939 году его призвали на войну, и больше мы его не видели. Мама работала в пожарной охране телефонисткой, ещё заведовала местной библиотекой. Одна растила нас с братом. Когда мне исполнилось 14 лет, мама отвезла меня в Нижнеудинское ремесленное училище. Не взяли, сказали, маленький. И тут маме на глаза попадается «Восточно-Сибирская правда», где написано, что в Ангарске набирают студентов в только что открывшийся техникум искусственного жидкого топлива и газа. Недолго думая, мама собрала мне котомку и посадила в ближайший поезд-колхозник. Представьте, я - деревенский подросток - поехал в незнакомый город, который строили заключенные. Страшно – не то слово!

В начале 50-х годов на железной дороге не было станции Ангарск. Я сошел на станции Китой. Женщина в красной рубашке, видимо, работница вокзала, спрашивает, куда пошел? Говорю ей: «Мне в Ангарск надо». Она так протяжно: «Это далекооо». Договорилась с каким-то мужиком, он меня в грузовике подвез до Майска.

- Каким было первое впечатление от города?

- Трехэтажное здание техникума было сдано в эксплуатацию в 1951 году. И было на тот момент самым большим в строящемся Ангарске. Это был целый студенческий городок: учебный корпус, тут же рядом общежития, дом для преподавателей, спортивный зал, мастерские, столовая, котельная.

Уже ходили трамваи. Помню забор из горбыля, где сейчас стоит дом со шпилем. За этим забором заключенные и работали.

Помню, как тяжело было после семи классов деревенской школы практически вузовскую программу изучать. Среди преподавателей было много инженеров, которые были знакомы с производством на практике, а не в теории. В ИЖТ я получил ускоренное инженерное образование. После окончания техникума меня распределили на ремонтно-механический завод слесарем 5-го разряда.

- Судя по вашей биографии, от искусства вы были далеки. Откуда что взялось?

- Я уже говорил, что мама была заведующей деревенской библиотекой. Поэтому я читал с детства. Ну и в 15-18 лет, как я называю, гон начинается! Хочется попробовать все и сразу. Именно тогда я от военкомата окончил курсы водителей, играл в баскетбол, был даже чемпионом Ангарска по русской лапте, в тайгу за грибами-ягодами бегал.

Но особой любовью в Ангарске для меня стал только что открывшийся ДК «Нефтехимик». Случилась эта любовь в 1955 году. Там такой оркестр играл! Назывался «освобожденный», потому что состоял почти из одних бывших заключенных. Такого джаза, который давали они, я больше никогда в жизни не слышал. А какой паркет был в ДК! Разве можно было туда не ходить?

- Раз вам так нравился Ангарск, почему вы из него уехали?

- Я отработал год на РМЗ, потом меня призвали в армию. Попал в топографические войска - ещё одна удача в моей жизни. Так как у меня были права, стал возить своего командира на ГАЗ-69. Тогда служили три года. За это время я изъездил весь Дальний Восток, был на Камчатке, в Амурской области, Еврейской автономной области. В ангарском военкомате висела моя фотография как отличника Советской Армии.

В 1960 году демобилизовался. Приехал в Ангарск. Пришел опять на завод. Сначала мастером, потом меня перевели в конструкторское бюро. Стал инженером-конструктором. Снова пришел в «Нефтехимик», стал посещать театральный кружок, который со временем стал театром «Чудак». Познакомился с будущим режиссером «Чудака» Леонидом БЕСПРОЗВАННЫМ. Мои движения в культуре стали более осмысленными, и я принял решение ехать в Москву поступать в театральный. Фактура на тот момент у меня была что надо – бравый солдат.

- Поступили?


- Нет, конечно! Не хватило наглости. Да, господи, я даже сейчас, несмотря на более чем 50-летний опыт в театре, волнуюсь, когда выхожу на сцену. А тогда и думать было нечего, что пройду. Доходил до третьего тура и срезался как раз на актерском мастерстве.

- После такой неудачи не расхотелось искусством заниматься? Все-таки у вас уже была стабильная хорошая работа…

- Ха! Ещё до того, как ехать в Москву, я поступил на факультет журналистики, который в 1961 году открылся в ИГУ. Печатался в газете «Знамя коммунизма». А в 1962 году поступил в только что открывшееся в Иркутске театральное училище. Я первооткрыватель в этом смысле! В театральном училище учился блестяще. Впрочем, окончил и его, и факультет журналистики. Сразу после училища был приглашен диктором на иркутское телевидение.

- Ангарск уже был в прошлом?


- Хоть я и покинул Ангарск в середине 60-х годов прошлого века, но связь всегда держал крепкую. Мы дружили с Леонидом Владимировичем. До сих пор бываю в «Нефтехимике» на гастролях.

- Как попали в драмтеатр?


- Пришел да и всё! Начинал с 75 рублей. Тогда опытные актеры со званиями получали 130 рублей. А мне деньги были безразличны. Лишь бы играть в театре. Хорошо играл сказочных персонажей. Правду говоря, молодежь в театре всегда сначала загоняют в сказку. Вот и сейчас на сцене вы видели, как молодые актеры репетируют новогодний сказочный репертуар. За роль Лешего в новогодней сказке «Волшебный посох» мне в то время добавили 10 рублей к зарплате. А вообще я любил играть этаких советских героев. Всех секретарей парткомов переиграл!

- Знаю, что именно вы создали музей драмтеатра и долгое время им руководили.


- За годы работы в театре я собрал огромную коллекцию афиш и программок, которые и послужили базой для открытия музея. Сейчас музей Иркутского драмтеатра – место, где собраны уникальные экспонаты, рассказывающие о театральном Иркутске 19-20 веков. Каждый стенд посвящен одному десятилетию истории театра. Я помню время, когда ВАМПИЛОВ ещё не был Вампиловым. Помню, когда он в драмтеатр принес свою пьесу «Старший сын». Премьера состоялась в ноябре 1969 года. Среди первых исполнителей меня не было, мал ещё был. Зато потом я играл роль Еремеева в спектакле «Прошлым летом в Чулимске».

- Две ваши книги по истории театра – это продолжение музейной работы?

- Всю жизнь совмещал в себе страсть к писательству и театру. Рано или поздно это должно было вылиться во что-то конкретное. Тем более я при создании музея находил такую уникальную информацию, о которой все давным-давно забыли. Например, по старым театральным афишам смог восстановить полный список самой первой труппы драмтеатра.

Первая книга «Иркутская антреприза», в которой я рассказываю о том, как складывался и развивался театр в нашем регионе, вышла в 2003 году. За неё я получил губернаторскую премию. Вторая книга «Иркутский академический имени Н.П. Охлопкова. Страницы истории» вышла года два назад.

Фото 1: Виталий СИДОРЧЕНКО на собственном юбилее в январе 2018 года.

Фото 2: В молодом токаре ангарчане узнали заслуженного артиста России Виталия СИДОРЧЕНКО.




Материал к публикации подготовил Администратор сайта.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.