Официальный сайт Ангарской газеты «ВРЕМЯ»

Форма озарения

Общество
1 818
0
Я побывал на выставке его творческого величества Даши НАМДАКОВА, которая проходит в Иркутском областном художественном музее им. В.П.Сукачева.

Рожденный в 1967 году на пустыре империи, в забытом советской властью селе Укурик Читинской области, Даши Намдаков обрел талант облекать свой яркий внутренний мир в золото, бронзу, кость и даже конский волос. Дар этот, наверное, от отца – мастера, вырезавшего из кости и дерева фигурки буддистских божеств для местного дацана. А может, от бурятской корневой системы, которая заглублена в пыльную толщу степей Забайкалья, где слоями лежат кости хуннских лошадей, баргутских быков и золотоордынских воинов.
В двух залах музея сосредоточены скульптуры, картины и ювелирные украшения. Ты попадаешь в это изобилие красот и драгоценностей и, как жадный до сокровищ пират, теряешься – как бы не пройти мимо самого ценного. Но, окинув цепким взглядом сразу несколько экспонатов, понимаешь, здесь всё ценное, и каждая вещь - это целое состояние, выразимое не в деньгах, а в количестве чувственных переживаний.
Выставка осязаема. Добрые женщины, смотрительницы музея, ничего не имеют против касания и поглаживания выставочных работ. Можно подойти и провести по вздутой мускулами шкуре матери-кошки, почувствовать тяжесть молока в её набухших сосках. Можно вглядеться в раскосые глаза шамана и услышать бормотание потусторонних сущностей. Взять за рога Бухэ-Нойона, чтобы испытать бычью силу основателя бурятского рода.
А ювелирные украшения?! Не просто кольца, подвески, серьги. Это золотые капли вечности, упавшие на раскаленное сознание художника. Остывая, они приняли странные формы кармических перевоплощений Мастера. Хамелеоны, лягушки, быки, лошади - все они из мира фэнтези бурятского Толкиена. Бисеринки стразов и крупные капли драгоценных камней на оплывающих золотом поверхностях словно воплощенная интимная работа возбужденного творчества.
Сказать, что это красиво, обалденно и здоровски, значит в глупой, банальной форме выразить невыразимое. Работы Даши уводят из серого мира житейских забот, политических кривляний и войн тщеславия. Мозгами понимаю, что если открыть сердце и с воодушевлением принять увиденное, то впитываешься в пористое пространство вечности. И тогда, уже ничего не понимая, на одних только экстрасенсорах переносишься в пыль кочевых караванов, звуки моринхуура по степи и запахи походного варева.
Не случайно Даши Намдаков был художником в фильме Сергея Бодрова-старшего «Монгол». Его пронизывающий века взгляд сделал «Монгола» чувственным, достоверным, лишенным голливудского фальшивого «фаст муви». На такое способен только человек, черпающий истину из сюрреального пространства. «Образы зачастую посещают меня ночами, - говорит Даши, - когда сознание находится в пограничном состоянии между реальным миром и миром, населенным иллюзиями и духами».
Так воплощаются в бронзу боотуры Чингисхана – в пылу боя, на страшных, летящих на смерть лошадях. Какая там пластика, какое изящество, нет! Это злая энергия стрелы, изнывающей по сердцу врага.
Можно застыть в центре этого ёхора мифических животных, боотуров, просветленных лам, шаманов и услышать топот бегущего по степи воина, слившегося в стремительном броске с поверхностью. Он уже и не человек вовсе, а реликтовое насекомое, прижатое грузом кармических слоев к прародительнице-земле. Как там у Заболоцкого…
…и туловище мужика
Вдруг обретает очертание жука.
И предки молчаливою толпою
Стоят вокруг и кажутся травою.


Николай СЕРГЕЕВ

P.S. Выставка продлится до 13 января.

Словарик

Хунны, баргуты – древние кочевые племена.
Бухэ-Нойон – мифический бык, прародитель бурятского рода.
Моринхуур – монгольский музыкальный инструмент.
Боотур – воин-богатырь.
Ёхор – национальный бурятский танец, хоровод. Материал к публикации подготовил Администратор.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.