Живой Кёнигсберг > Общество > Многие считали, что мы занимаемся ерундой

Многие считали, что мы занимаемся ерундой

Крепче патриотических речей людей цементирует культура и национальные традиции. Это точно знает руководитель клуба «Радуга» Любовь БРЕУС, создавшая в нашем городе ассоциацию мастеров художественных ремесел и промыслов.




- Зачем в век компьютерных и нанотехнологий нужно народное творчество? Кому сейчас, кроме интуристов, нужны матрешки, платки с бахромой, деревянные ложки?

- Горячую пищу или окрошку удобно есть именно деревянными ложками, что и делали на Руси за неимением металлических. Для чего это нужно теперь? Мы, русские, должны знать свои истоки, откуда пришли. Почему мы отмечаем Вербное воскресенье, день Ивана Купала и Святки, а не Хеллоуин, скажем, или день святого Валентина. Это нам на роду написано и потому должно передаваться из уст в уста. Раньше на народном платке можно было всё прочитать о его владелице по расположению орнамента и выборе цветов: из какой она деревни, замужем ли, сколько детей…А что касается Интернета, то он нам очень даже в помощь. Смотрим народные промыслы в далеких деревнях: палехские шкатулки, хохломскую роспись. С помощью фотошопа учимся с детьми составлять рисунки, орнаменты. На сайтах мастериц сравниваем свой уровень с другими. Такой вот синтез старины и современности.

- С чего началась «Радуга»?

- Это сейчас в техникуме рекламы и промышленных технологий (бывшее училище № 36) 350 учащихся, а тогда до 1200 доходило. «Радуга» начиналась с туалетной комнаты на первом этаже, которую переоборудовали под небольшой класс. Училище было огромным, пять этажей одни учащиеся, в основном приезжие. Я часто задерживалась допоздна. В открытую дверь то и дело забегали ребята. Тогда была очень популярна чеканка, и, видя, как красиво я оформляю наглядную агитацию, они тоже захотели научиться. А металла нет. Поехали мы в АНХК, где нам отгрузили полмашины металла. Через три месяца мы сделали первую выставку. На открытие приехали гости из иркутского профтехобразования. Посмотрели работы и забрали меня в Иркутск руководителем кружка. Числилась я там, ездила на планёрки, но работать осталась здесь. А наше учреждение получило статус областного. Через полгода чеканку и гобелены «Радуги» отправили на всероссийскую выставку в Волгоград. Тогда рукотворные шедевры давались тяжелее, чем сейчас, когда в магазинах всё есть.

Раньше ведь ничего не было: ни ниток, ни красок хороших. Мы распускали старые одеяла, красили, ткали… Но дети были готовы сидеть день и ночь. У них просто глаза горели!

- Сейчас энтузиазма поубавилось?

- Время сейчас такое, что всем нужен результат сразу. И сколько можно на этом заработать. Такое утилитарное отношение. А я до сих пор помню Свету БАРЛУКОВУ. Занятие закончилось, мне уже домой надо, свои дети ждут. А Света не закончила женскую головку из глины: она сырая, и поплывет, если оставить до завтра. Просит: оставьте на ночь. Нельзя. Пришлось с ней на стуле сидеть, пока доделает. Я задремала. Очнулась: Света спит счастливая рядом со своим готовым шедевром. Сейчас такие дети редкость.

- Как сложились судьбы ваших воспитанников?

- Из активистов, что здесь были, почти все стали мастерами. Елена ЛУКАШОВА училась на машиниста компрессорных установок, ушла на комбинат, выработала стаж. А после переучилась на дизайнера, и я забрала её преподавателем тестопластики и работы с берестой. Яркая личность Геннадий ТОМИЛОВ закончил на газоэлектросварщика. Помогла ему с направлением в художественно-промышленное училище в Великом Устюге, он отучился и вернулся. Но у нас не было вакансий, и он организовал работу сувенирного цеха в Большом Голоустном. Долго там работал, а когда всё развалилось, вернулся в Ангарск, работает на НПЗ художником-оформителем. Три сестры ЛЕЛЮКОВЫХ стали педагогами разных предметов, но все занимаются кружковой работой. Юля ЕРЕМЕНКО работает преподавателем в художественной школе… Это успешные, умелые люди.

- Все понимали важность того, чем вы занимаетесь?

- В 80-х нас хотели отсюда выгнать, чтобы отдать кабинеты ветеранам войны. Но вскоре, слава Богу, им выделили помещение в музее Победы. Эта гроза прошла, пришла другая. Многие считали, что мы занимаемся ерундой. Однажды нас посетила секретарь по идеологической работе в горкоме партии МАРКУТИС, посмотрела наши работы: вот девушка мечтающая, вот с яблоками, чеканка, вышивка… Походила и выдала: «Ничего не понимаю! Вся страна готовится к 27-му съезду партии, а они тут… макраме плетут!» Я начала что-то лепетать про декоративно-прикладное творчество. А она: «Сделайте что-нибудь настоящее, плакат «Навстречу 27 съезду!», например». Разве можно секретарю по идеологии что-то объяснять? Ну мы и выткали на розовом фоне римские цифры.

В 1986 году «Радугу» пригласили для художественного оформления интерьеров Госкомитета РСФСР по профтехобразованию в Москву. Наши ребята выткали и подарили 40 гобеленов серии «Подружки» и 30 больших керамических работ «Мосты Ленинграда».

В том же году прошла наша персональная выставка в Москве, в Центральном доме культуры. «Радуга» стала головной студией в профтехобразовании по проведению зональных выставок Сибири, Севера и Дальнего Востока. Сейчас мы проводим все областные выставки по декоративно-прикладному творчеству в Иркутской области в рамках допобразования. В ноябре готовим 10-ю выставку «Край родной». Раз в два года проходит фестиваль «Радуга талантов», а перед ним «Золотые руки мастеров». Недавно я ездила в Москву, ходила на улицу Кедрова, где до сих пор висят наши работы, а в уголке написано «Изостудия «Радуга», г.Ангарск».

- В ваш клуб ходят и старые, и малые. Как вам это удается?

- Когда наши студенты оканчивали училище, со многими было жаль расставаться, и в 1984 году я придумала ассоциацию мастеров художественных ремесел и промыслов. В ней за 300 человек, но активных мастеров 40. Самые яркие Володя АНУФРИЕВ (резьба по дереву), Альберт РЕШЕТНИКОВ (резьба по капу). Медсестра Таня ПАНОВА в 40 лет вдруг захотела заниматься вологодским кружевом. С дочкой поехала в Вологду, устроилась там уборщицей и попутно получила профессию мастера по кружеву. Сейчас в Белореченском работает преподавателем по этому профилю. Елена ЕФИМОВА руководит центром славянской культуры в Тайтурке, специализируясь на вышивке, ткачестве и браном шитье. С Игорем ИПАТОВЫМ мы работали 12 лет, теперь он преподаватель нашего техникума. Татьяна КАРГОПОЛОВА из школы искусств № 2 руководит народным фольклорным коллективом «Полянка».

- Помнится, у вас был интересный проект по использованию здания школы в 7а микрорайоне?

- Называется он «Реабилитационный производственно-эстетический комплекс для детей и подростков с ограниченными возможностями и их семей» и рассчитан на 2 тысячи человек для их полноценной адаптации. То, что сейчас есть в 6-й школе. В 2001 году я зарегистрировала его в академии педагогических наук. С депутатом Константином ЗАЙЦЕВЫМ мы выбили 100 миллионов в Министерствах соцзащиты и образования. Но случилось наводнение в Киренске, и наши деньги ушли туда на восстановление. Меня вызвал губернатор Борис ГОВОРИН, который дал понять, что наш проект сильно «розовый» и без него можно обойтись: «Вы как инопланетянка, наша страна к этому пока не готова». Я тогда сильно страдала от такой оценки.

- Современных детей не заставишь заниматься тем, что неинтересно. Чем вы их заманиваете?

- В этом году у нас появилась адаптационная комната с бисером, нитками для сирот. Заходи в любую комнату: к чему рука потянется, тем и занимайся.
А ничем не хочешь – иди в эту комнату вырезай цветочки. Девочек заманиваем фотосессиями: наряды, туфли, шляпки, прическа, макияж. У нас тут до 300 платьев. Да, не каждой интересно, чем сарафан русской замужней женщины отличался от девичьего наряда и что обозначали рисунки вышивки. А вот наряжаться они любят. Неделю красиво ходят по сцене, потом отглаживают для следующей девушки. Всё это переформатирует молодых на другой уровень.

Для сохранения своих истоков и культуры родился фестиваль народного творчества, где дети представляли русский, национальный и стилизованный костюмы. Мы их заставили поработать, почитать нужную литературу. Сделали авторскую коллекцию «Ситцевое свидание», развернув от современной одежды к сарафанам. Это непросто, но у нас получилось. А в этом году каждая модель – русская, таджичка, цыганка – должна была представить свой народный костюм с рассказом о быте и традициях. К нам пришли заниматься сестры-узбечки из политехнического техникума. Они не стесняются ходить на занятия в национальной одежде.

Оксана ТИХАЯ, фото Николая СТЕРНИНА



Вернуться назад