Ангарская газета «Время» > Общество > Читать не перестали

Читать не перестали


В последние три дня лета в Иркутске, на площади перед стадионом «Труд», с размахом прошел второй международный книжный фестиваль: 120 мероприятий, более 80 гостей – писателей, поэтов, издателей и критиков, а также около 100 издательств. Корреспонденты нашей газеты тоже побывали на фестивале.

ЭТО ВАМ НЕ МАГАЗИН

Сердцем фестиваля, конечно, была большая книжная ярмарка. Бродить по длинным рядам с ярмарочными шатрами можно было бесконечно, пока позволяет кошелек. Посетители общались с книготорговцами, а те подробно рассказывали, что привезли на иркутскую ярмарку. Это вам не современные книжные, где продавцы часто выполняют функцию охранников. Тут общение покупателя с продавцом доходило до продолжительных бесед о литературе, истории, политике и даже генеалогии. Я обходила стороной шатры с книгами, которые регулярно вижу в наших магазинах, хотя тут их можно было купить с неплохой скидкой. На фестиваль приехало немало столичных издательств и магазинов, чьи книги в Иркутске не найти. Вот, например, московское издательство «Паулсен», которое издает и научные, и художественные, и детские книги, но только об Арктике, Антарктике и северных регионах. Петербургский книжный магазин «Все свободны» представил одну из самых любопытных подборок на ярмарке под стать своему названию - краткая история русских хакеров и лекции о Франце КАФКЕ тут лежат рядом со справочником «Галлюциногенные грибы России». Один экземпляр этой странной книги приобрел москвич, рассказала нашей газете издатель Любовь БЕЛЯЦКАЯ. По ее словам, за время фестиваля им удалось продать совсем немного книг. Издатель связывает это с высокими ценами.

Для московского издательства Arsis Books поездка в Иркутск, напротив, оказалась удачной – за три дня книготорговцам удалось продать большую часть того, что они привезли.

- Мы небольшое издательство, наша специализация - интеллектуальная художественная литература. Романы, эссе, поэзия авторов-лауреатов таких премий, как «Ясная Поляна», «Русский Букер», «Большая книга». Большим спросом пользуются книги Александра ГРИГОРЕНКО, также мы привезли много новинок, например, «Вила Мандалина» Антона УТКИНА и «Мое частное бессмертие» Бориса КЛЕТИНИЧА. У нас купили их вчера, а сегодня даже пришли поблагодарить, - рассказали книготорговцы.

Благодаря представленному разнообразию посетители покидали ярмарку с тяжелыми рюкзаками и увесистыми пакетами, попутно делясь со встреченными знакомыми своим книжным уловом.

КОНТУРЫ МИРА

Первый иркутский международный книжный фестиваль состоялся два года назад. Событие очень ждали и в прошлом году, но фонд «Вольное дело» Олега ДЕРИПАСКИ – основной организатор ИМКФ, тогда от проведения фестиваля отказался в связи с введением санкций США. Иркутяне решили от планов не отказываться и провели свой книжный фестиваль. Он был не таким массовым и грандиозным, но с акцентом на местных писателей. И тот собственными силами организованный фестиваль как нельзя лучше доказал, что людям очень нужны такие события и читать мы вопреки распространенному мнению не перестали.

Судя по составу приглашенных гостей, этот ИМКФ запросто мог бы проходить где-нибудь в Москве или Петербурге. Но нам повезло, он случился в Иркутске. Писательница Мариам ПЕТРОСЯН, чей культовый роман «Дом, в котором…» уже получал награду как лучшее произведение на русском языке, русско-израильская писательница Линор ГОРАЛИК, норвежский писатель Эрленд ЛУ, лауреаты и финалисты премий «Просветитель» и «Русский Букер». Да и тема какая – «Контуры нового мира». Соответственно ей лектории были разделены по трем подтемам - планета, человек, общество. По программе было ясно, что фестиваль будет проходить не в границах обсуждений «о чем книга» или «как стать писателем», а гораздо шире, ведь литература - это не только увлекательные истории, но и способ осмыслить нашу прошлую, настоящую и будущую жизнь. Поэтому, помимо творческих встреч и презентаций новых книг, на фестивале обсуждали, чему учит новая книга ПЕЛЕВИНА, как сегодня писать о катастрофах, какая литература востребована обществом и почему, говорили о трудностях издательского дела. Поэтому здесь был широко представлен московский музей истории ГУЛАГа, который издает сегодня книги авторов, репрессированных в годы советской власти. В числе прочего сотрудники музея представили сборник графических новелл «Вы - жившие».

- Сборник состоит из четырех историй, которые нам рассказали дети репрессированных. У них трагическая судьба - их называли врагами народа, с ними переставали общаться сверстники, - рассказала Светлана ПУХОВА.

СДЕЛАЙ ВЫБОР

Почти везде, где мне удалось побывать, публика была живой, а атмосфера непринужденной. Порой я разрывалась между двумя лекториями, потому что в одно и то же время были интересные гости. Журналистка из журнала «Русский репортер» Марина АХМЕДОВА представила на ИМКФ свою книгу «Камень. Девушка. Вода». Книга об учительнице в дагестанском горном селе написана из журналистского опыта: когда-то Ахмедовой выпала редкая возможность оказаться на базе боевиков в Дагестане и взять интервью у главаря.

Любопытным также оказалось обсуждение, как сейчас меняется отношение к серьезной литературе и развлекательной. По словам основателя издательства «Ад Маргинем», молодые писатели в Европе сейчас больше всего ориентируются именно на жанры авантюрного романа и детектива, а лауреаты русских премий часто промахиваются мимо естественного читательского интереса.

Да и вообще практически на всех мероприятиях было что послушать. Порой я на десять минут заглядывала на обсуждение или встречу, на которую и не собиралась, и оставалась до конца.

В социальных сетях можно было встретить редкие реплики, что на ИМКФ, организованном по большей части москвичами, мало внимания уделили местным авторам. Хотя, на мой взгляд, приглашенных гостей из Ангарска и Иркутска было достаточно. Думаю, что подобные события здорово расширяют наши представления о мире и литературе.

МЕЖДУ СТРОК

Вечером первого дня книжного фестиваля в Иркутске прошла долгожданная творческая встреча с Мариам ПЕТРОСЯН, автором потрясшего российского читателя романа «Дом, в котором...».

Маленький лекторий не вместил всех желающих, люди толпились за его пределами, делали снимки, видео, вытягивали шеи, чтобы увидеть автора. Мне повезло, я сидела в первом ряду. Вопросы посыпались, все тянули руки:
- Экранизируют ли «Дом, в котором…»?

Нет. Автор категорически против. Действительно, на экране эта история будет выглядеть по-другому, ведь место действия - школа-интернат, а многие герои - инвалиды-колясочники, абстрагироваться от этого, как в книге, уже не получится.

Свою книгу Мариам не перечитывает, слишком велик соблазн начать исправлять уже написанное, но это будет нечестно по отношению к тем, кто ее уже прочитал. И её сыновья, к сожалению, книгу матери тоже не прочитали. Старший вообще не любит читать, а младший слишком увлечён аниме.

Одна поклонница творчества писательницы по секрету поделилась, что фанаты готовят сюрприз для неё. По всему свету путешествует блокнот от одного «домовца» к другому, и каждый оставляет в нём запись. В конце концов когда-то этот волшебный блокнот доберется и до самой Мариам.

Как же она отреагирует? Она ответила коротко: испугаюсь. И самый главный вопрос: будет ли она ещё чтонибудь писать? Возможно, обещать не обещает, но и не отвечает категорическим отказом, как десять лет назад.


На книжных ярмарках особая атмосфера! Особенно когда продают со скидкой и привозят то, что в наших книжных не найдёшь.



Вернуться назад