Официальный сайт Ангарской газеты «ВРЕМЯ»

Тянутся к высоте

Отдых и туризм
917
Люди большой души

Как-то само собой получается, что последние 20 лет каждый Новый год я встречаю в новом месте. Было уже и в палатке в Саянах, и на берегу Тихого океана, и на вершине горы Моисея в Египте, и даже у друзей в Ангарске было.

Мы сделали это!

Новый год в Непале я встречаю третий раз. Первый был 13 лет назад в курортном городе Покхара, второй - в столице Непала Катманду. И вот я снова в Непале в конце декабря. Решила пойти в горы. По Гималаям за несколько лет посещений Непала я прошла несколько разных маршрутов, от 120 до 360 км, казалось бы, лучше выбрать проверенный. Но меня манят неизведанные дали, я наметила новый маршрут на 8-10 дней пути.

В последний момент ко мне присоединились Дима из Иркутска и Аня из Сочи. Они, как и я, приехали в Непал на зимовку и уже порядком заскучали в курортной Покхаре. А тут я. С идеей в новогодние праздники не предаваться обжорству, а тащить куда-то рюкзак и спать в холодном домике, прячась в одеялки в ожидании согревающего солнца.

- Дурацкая идея, - заметила Аня и добавила: - Надо идти!

- Согласен!
- поддержал её Дима и пошел собирать вещи.

В отличие от безлюдных Саян гималайские склоны густо заселены и покрыты сетью тропинок между деревнями. В каждой деревне построены лоджии - специальные гостиницы для туристов. Каждая лоджия как отдельная мини-турбаза - спальный корпус с простенькими комнатами, душевая с горячим душем, столовая и магазин. В Непале не принято обогревать дома, и даже зимой, когда в горах температура опускается ниже нуля, они живут с распахнутыми дверьми и щелями в стенах. Комнаты в лоджиях тоже не отапливаются. Единственное место, где можно погреться, - это большая печка в столовой. Топят её, как правило, конскими или ячьими какашками. Дрова здесь дефицит.

Металлическая печка быстро раскаляется и даёт много жару, и ею вполне можно было бы нагреть всё помещение столовой, если бы не непальская привычка держать двери открытыми.

Каждый вечер Аня настойчиво боролась с этой привычкой, призывая закрывать дверь каждого, кто входил. А ходили непальцы туда-сюда раз в две минуты. Но Аня не унывала. Непальцы, люди отзывчивые, извиняясь, закрывали дверь, но через минуту забывали об этом и снова её открывали. В один из вечеров пошел снег, и резко похолодало до -20, мы сидели в столовой, завернувшись в одеяла, а непальцы всё так же не обращали внимания на распахнутую дверь.

Распорядок дня в горах простой и подчиняется солнцу: завтракаем на рассвете, днём идём по тропе, останавливаясь в красивых местах для фото или перекуса, за пару часов до заката заселяемся в новую лоджию, ужинаем в 6 вечера - и спать.

Хочешь не хочешь, а на сон у тебя аж 12 часов. Делать вечером абсолютно нечего, да и не хочется, ведь в комнате холодно.

А вот рассветы тут шикарные! Главное - вечером при заселении правильно выбрать комнату - с красивым видом на горы. В одной из деревень нам досталась угловая комната с шикарным видом на восьмитысячники Дхаулагири и Аннапурну. Всего в мире 14 гор с высотой более 8000 м. Восемь из четырнадцати находятся в Непале. Дхаулагири (8167 м) в списке высочайших вершин занимает седьмую строчку, Аннапурна (8091 м) - десятую.

И вот наступает рассвет, а мы лежим под тёплыми одеялками и смотрим, как розовеют облака над Дхаулагири, как появляются флаги над Аннапурной, как в долину приходит солнце, наполняя воздух теплом и жизнью.

Мороз и солнце, лето и зима – всё в одном кадре.

Новогоднее утро мы застали на балконе, и это был самый чумовой, самый потрясающий рассвет уходящего года. В стороне от Аннапурны горделиво упирается в небо двуглавый хвост горы Маччапучаре. Эта невероятно красивая гора считается священной, и любые восхождения на неё запрещены. По местным поверьям, на вершине Маччапучаре сидит Шива и курит трубку.

Солнце быстро поднималось, теряя по мере подъёма свой золотистый фильтр, и вот уже побелели ледники на серых скалах, лес зашелестел бурной зеленью, и лишь бархатцы остались ярко-оранжевыми, как маленькие солнышки.

В последний день года мы много ходили, спускались и поднимались по длинным каменным лестницам, несколько часов вниз, затем несколько часов вверх. Подняться на 9 этаж тяжело, говорите? А мы поднимались на 99, наверное. Россия дружно строгала салаты и намывала бокалы, а мы лезли по ступенькам. Было жарко, трудно, долго, но мы сами выбрали этот путь.

У всего есть своя цена. За красоту гор, рассветов и закатов мы платили пОтом на бесконечных лестницах днём и дрожанием от холода вечерами. Утром не было воды в кране - она просто замерзала за ночь. Днём мы глотали пыль от проходящих караванов осликов. Вечером шмыгали носами у печки в ожидании ужина.

А потом печки закончились. Наш маршрут проходил по территории нацпарка, где запретили использовать дрова для обогрева столовой. И несколько дней подряд мы грелись только солнцем! Но в один из таких дней после обеда неожиданно повалил снег. К ночи он прекратился, небо вызвездило, и пришел лютый холод. Мы быстро поужинали и зарылись в груду одеял. Спали-то хорошо, а вот вылезти утром из-под одеял - то ещё испытание. В туалете воды не было вообще. В кранах все перемерзло, но работники заботливо притащили в туалет канистру с водой. Так вот утром там был просто один большой кусок льда. Представляете, как холодно было ночью, если 20 литров воды превратились в лёд?

В таком холоде мы даже завтракать не стали, а сразу побежали к конечной точке нашего маршрута - базовому лагерю Аннапурны. Замерзали руки, уши, нос, но больше всего мёрзли ноги. Вокруг красота, но мы её не замечали, двигались как зомби, лишь бы не замёрзнуть. Шаг, еще шаг, ура, я на солнце! Всего несколько минут, и становится жарко. Жгучее горное солнце, усиленное свежевыпавшим снегом, моментально согрело ноги и руки и жгло через шапку прямо в мозг. Горные непальские контрасты - в тени лютый холод, на солнце жара.

Базовый лагерь Аннапурны - это цирк в прямом смысле слова. Где ты - главный клоун на арене, а горы - молчаливые зрители на трибунах. Вечные, холодные, покрытые ледниками, они смотрят как ежедневно на арену выходят новые клоуны, кричат, какие они молодцы, дошли до цели, и уходят довольные собой.

Аннапурна - неприметная с виду, скромная, хранит свои тайны и не всякого пускает к себе. Её покорили первой, но она по сей день остаётся самой строптивой горой среди восьмитысячников. На её склонах погибло рекордное количество восходителей. Здесь же нашел свой покой и легендарный советский альпинист Анатолий БУКРЕЕВ. Его подвиг спасения людей на Эвересте экранизирован в одноименном фильме 2015 года.

«Горы имеют власть
звать нас в свои края,
Там навсегда лежать
остались наши друзья.
Тянутся к высоте
люди большой души.
Не забывайте тех,
кто не пришел с вершин».

Эти строки Анатолий Букреев посвятил другу Скотту ФИШЕРУ, погибшему на Эвересте в мае 1996 года. Прошло полтора года, и в декабре 1997 Букреев сам погиб под лавиной на Аннапурне. С ним погиб кинооператор Дмитрий СОБОЛЕВ, снимавший восхождение на Аннапурну. Тела их не найдены до сих пор.

20 лет назад здесь не было ничего, ни лоджий, ни троп, только ветер, лёд и камни. А сейчас сюда можно прийти налегке, ночуя по пути в домиках, где непальцы приготовят любое блюдо на ваш вкус. А для тех, кому не хочется идти, организованы вертолетные экскурсии. Всего 350 $ и 40 минут полёта - и ты у подножия высочайших гор мира. Есть в этом что-то циничное.

Мы выпили горячего чаю в верхней лоджии и пошли вниз.

Через два дня, лёжа в горячем источнике, нам будет казаться, будто все это было не с нами. А ещё через неделю мы снова соберём рюкзаки и пойдем искать древний монастырь религии бон. Но это уже совсем другая история.

Юлия СПЕШИЛОВА,
фото автора

Справка

Путешественница Юлия СПЕШИЛОВА – постоянный автор нашей газеты. На её счету больше 600 походов, поездок и вылазок, больше 20 многодневных походов, где она была как участником, так и руководителем. Материал к публикации подготовил Администратор.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.