В 2017 году Ангарск среди прочих территорий Иркутской области перешел на оплату отопления по факту. То есть не равными долями в течение 12 месяцев, а по количеству потребленной тепловой энергии в зависимости от погоды в течение отопительного сезона при наличии в МКД общедомового прибора учета тепла. Такой подход предполагает, что больше всего за отопление мы платим зимой, а в начале осени и конце весны гораздо меньше. Особенно в сентябре, когда отопительный период начинается только с середины месяца. Но не тут-то было: некоторые ангарчане увидели в платежках за сентябрь слишком уж большие суммы.
Наталья Александровна из 17 микрорайона, дом №20, рассказывает, что счет за отопление в сентябре составил 1700 рублей, при этом в прошлом году – около 400 рублей за тот же месяц. Жителям 9 микрорайона, дом №100, пришла платежка на 1453 рубля, хотя в прошлом году было 948 рублей. Оба дома при этом оборудованы ОДПУ. Не стоит, конечно, забывать, что с 1 июля 2021 года тариф на отопление вырос с 38,97 до 40,44 рубля за квадратный метр, но только лишь из-за тарифа плата не может увеличиться на 500 или тем более 1000 рублей.
В ответе на запрос нашей газеты заместитель начальника ангарского отделения «Иркутскэнергосбыта» А.А. ЛИВАР поясняет, что по обоим домам в сентябре отсутствовали показания общедомовых приборов учета. По этой причине плата была начислена, исходя из среднемесячного объема потребления тепла, определенного по показаниям ОДПУ за предыдущие девять месяцев отопительного сезона (в соответствии с п.59 (1) постановления правительства РФ №354). Поэтому размер платы за отопление, определенный расчетным путем, больше, чем размер платы по показаниям счетчика.
Жителей, которым приходится переплачивать, волнует в этой ситуации, будет ли перерасчет. В случае с домом №100 в 9 микрорайоне, как следует из ответа «Иркутскэнергосбыта», показания общедомового прибора учета не приняли к расчету и направили на проверку. По ее итогам корректность показаний ОДПУ подтверждена, перерасчет размера платы за сентябрь по показаниям будет отражен в платежном документе за октябрь. По дому №20 в 17 микрорайоне показания счетчика отсутствовали, потому что прибор находился на очередной метрологической поверке. В этом случае оснований для перерасчета нет.
Мы связались со Светланой НИКИФОРОВОЙ, директором УК «Наш дом+», которая обслуживает дом №20 в 17 микрорайоне:
– В доме №20 установлены четыре общедомовых прибора учета. 20 сентября слесарь при обходе увидел, что один из них вышел из строя, и счетчик отдали в ремонт. Поэтому два подъезда рассчитали по среднемесячным показаниям. Для нас это форс-мажорная ситуация, перед началом отопительного сезона мы проверяли все ОДПУ, они были в исправном состоянии. Со стороны ресурсоснабжающей организации перерасчета в этом случае не будет, с нашей стороны – только за обслуживание ОДПУ при начислении квартплаты, – пояснила директор.
Основанием для перерасчета является ненадлежащее качество и (или) перерыв при предоставлении коммунальной услуги, согласно постановлению правительства РФ №354 (раздел 9). Случаи с выходом из строя общедомового прибора учета, как показывает судебная практика, решаются не в пользу жителей, хотя в данной ситуации они переплачивают, и немало, отнюдь не по своей вине. Ведь обязанность УК – нести ответственность за содержание и эксплуатацию ОДПУ. Право жителей в этом случае – обратиться в Службу государственного жилищного надзора с заявлением о перерасчете платы за отопление и о ненадлежащем содержании общего имущества. Направить обращение можно на сайте службы или по почте: 664027 г. Иркутск, ул. Ленина, д. 1а.