В нашу редакцию обратились пенсионеры, столкнувшиеся с трудностью получения справки о составе семьи для оформления материальной помощи в отделении соцзащиты.
Справки о составе семьи, выписки из домовой книги или копии поквартирных карточек раньше всегда можно было получить в управляющих организациях, которые занимались пропиской и выпиской проживающих. С апреля 2018 года порядок жилищного учета был изменен приказом МВД РФ № 984 от 31 декабря 2017 года. Регистрировать граждан по месту жительства с тех пор может только МВД. Домовые книги и другие документы поквартирного учета в приказе и вовсе не упоминаются, содержащуюся там информацию стали переводить в цифровой архив. Официально домовые книги и поквартирные карточки упразднены с 2018 года, говорят специалисты разных ведомств. Соответственно, и выписки, и справки из них не утверждены никаким законодательным актом.
– Раньше поквартирные карточки вели жилищные организации. Около четырех лет назад картотеку передали в МВД. Отдел по вопросам миграции ведет персональный учет граждан, а не адресный, то есть мы можем предоставить информацию в отношении физического лица, но не по его адресу и количеству проживающих с ним лиц. К тому же сегодня нет такого законодательного акта, который бы регулировал выдачу таких документов, – объясняет начальник отдела по вопросам миграции УМВД РФ по АГО Павел КАТРЫЧ. – Картотеку поквартирных карточек мы не ведем, только храним. Все это время информация там не обновляется. Так как данные в картотеке давно неактуальны, с начала октября мы перестали выдавать гражданам копии поквартирных карточек и уведомили об этом письмом администрацию округа.
Как пояснила нашей газете руководитель ангарского отделения МФЦ Иркутской области Наталья ГАЛУШКИНА, в МФЦ никогда не выдавали справки о составе семьи, не предусмотрено это и на портале госуслуг.
– Раньше, еще в бытность муниципального МФЦ, мы выдавали подобные справки только жителям частного сектора, но в 2016 году все карточки были переданы в УФМС, – отметила Наталья Александровна.
Несмотря на то, что на законодательном уровне и «документа» теперь такого нет, и правового акта, который бы регулировал его выдачу, документ, сообщающий о количестве прописанных в доме или квартире, пользуется большим спросом. Такие справки запрашивают государственные ведомства – например, отделение соцзащиты для оформления льготы, ресурсоснабжающие организации для решения жилищных вопросов, сами собственники для разрешения разных жизненных ситуаций, в том числе для сделок с недвижимостью. При этом законом их получение не предусмотрено. Вывод напрашивается сам собой: при отмене старого порядка жилищного учета и прилагавшихся к нему документов авторы этой идеи, кто бы они ни были, почему-то крайне слабо продумали новый порядок. Управляющие компании и ТСЖ тут действуют на свое усмотрение. Многие по-прежнему выдают справки о составе семьи или справки о движении жильцов, где сообщается о количестве проживающих, такую, например, прошлым летом мои родственники получали в УК ДОСТ. Некоторые управляющие организации таких справок больше не дают.
– Жители уже давно прописываются не только в ЖЭКе. Жилищные компании больше не уполномочены выдавать такие справки. По новым правилам ведомства сами должны запрашивать информацию в УФМС, – прокомментировал Николай БОБКОВ, председатель ТСЖ «22 микрорайон», которое обслуживает дом, где проживают пенсионеры, обратившиеся в нашу редакцию.
Не предоставляет таких справок и Ангарская жилищная компания. Ее директор Татьяна ПРОКОПЕНКО пояснила нашей газете:
– У нас больше нет актуальной информации по пропискам и выпискам, как мы можем выдавать справки о составе семьи? Нет такого документа. Мы выдаем жителям другие справки, в том числе о задолженности, архивные, о движении жильцов, но именно эту не можем. Архив поквартирных карточек мы у себя храним на тот случай, если примут новое решение по этому вопросу.
А что же делать людям? С прекращением выдачи справок с места жительства отделом по вопросам миграции УМВД по АГО с отказом в получении таких документов будет сталкиваться все больше граждан. Ангарская прокуратура, к слову, такую позицию УК поддержала. «Действующим законодательством на управляющие организации не возложена обязанность по выдаче справок с места жительства (справка о составе семьи), не установлена ни форма, ни перечень содержащейся в ней информации. В соответствии с ч. 3.1 ст. 45 Жилищного кодекса РФ управляющая организация обязана вести только реестр собственников помещений в многоквартирном доме», разъясняет прокуратура Ангарска на своей странице в Instagram в посте от 29 января 2021 года. Если государственные органы отказывают в предоставлении услуги по причине отсутствия справки о составе семьи, прокуратура рекомендует в этом случае обжаловать требование государственных органов в предоставлении такой справки.
Фото pikabu.ru