У каждого рода Вооружённых Сил есть свой праздник: День танкиста, День Военно-воздушных сил, День Военно-морского флота… Эти дни отмечают не только профессиональные военные, но и те, кто давно «на гражданке». Память о службе и друзьях-сослуживцах остаётся на всю жизнь.
В эти дни в парках на скамейках собираются группы молодых и пожилых мужчин, спаянных этой памятью и сохранивших кто фуражку, кто тельняшку. По улицам раскатывают машины с флагами, на которых изображены эмблемы родов войск. Десантники по традиции купаются в фонтанах, пограничники встречаются в парке им. 10-летия Ангарска, возле символического пограничного столба, а моряки – у якоря на улице Глинки.
Моя служба проходила на советско-китайской границе, куда вскоре после трагических событий 1969 года на острове Даманском отправили тысячи «двухгодичников» – лейтенантов запаса, окончивших военные кафедры в вузах и получивших кое-какие военные знания. Мы гордились, что служим не в системе Министерства обороны, а всесильного КГБ. Наша рота занималась инженерным обустройством границы в приамурской тайге. Там существовали лишь конные тропы вдоль реки, и китайцы постоянно шмыгали на нашу территорию. Нам предстояло построить автомобильные дороги между заставами, поставить сигнальные «системы» из колючей проволоки, проложить линии связи, распахать контрольно-следовые полосы.
Армейская служба поначалу казалась мне потерей драгоценного времени, я хотел заниматься своей работой – поисками молибдена в забайкальских лесах, где меня всё-таки выследили бдительные работники военкомата. Но жизнь в палаточном лагере, похожая этим на работу в геологии, примирила с этой необходимостью. Постепенно приходил опыт, вырабатывался командирский голос, и под моим (не всегда чутким) руководством сооружались в тайге мосты через речки, укладывались гати через болота, прорубались дороги.
Как и в геологии, хватало разных приключений. Однажды вместе с бойцом мы переправлялись через взбухшую от дождей речку по верёвке, брошенной с другого берега, потому что построенный мост унесла могучая стихия. А в другой раз полковник, каждый день летавший над трассой на вертолёте, раскритиковал её петляние («как бык помочился»), и командир роты послал меня на помощь прапорщику, командовавшему её прокладкой. Мне пришлось разорвать свою красную футболку на флажки, чтобы, привязывая их на ветки в густых зарослях, разметить прямую дорогу. Да и много чего можно ещё вспомнить.
Прошло более 40 лет. Иногда, зайдя в карты Гугла, я отыскиваю в сплошной зелени тайги тонкую линию – построенную нами дорогу и проложенный мной идеально прямой её участок. Это мой скромный вклад в безопасность страны. Два года службы обернулись не потерей времени, а одним из самых памятных периодов жизни.
28 мая – День пограничника. Всех погранцов с наступающим праздником!
Фото fotovmire.ru