В выставочном зале городского музея в эти дни работает выставка «Художники Ангарска. Чтобы помнили». Название взято из известной телепередачи, которую вел актер Леонид ФИЛАТОВ. Рассказывал умно и интересно об ушедших из жизни актерах советского кино.
Повтор в названиях не случаен. У нас в городе тоже есть кого помнить.
Эта выставка уже четвертая в задуманной серии. На ней представлены работы шести ангарских художников. Всех их уже давно нет в живых. И вот парадокс: фамилии практически неизвестны, а творчество всем знакомо. Так бывает только с очень хорошими мастерами и очень хорошими работами. Так песня становится народной, хотя у ее слов есть автор.
Все знают и сто раз видели мозаики на домах в «квартале». Это одно из чудес света нашего города, превратившее обычные типовые хрущевки в художественные объекты, посмотреть на которые возят экскурсии из Иркутска. Делали мозаики, конечно, не строители, а художники. Николай Иванович ГОРОХОВ (1932-1993) – один из них. Точно установлено его авторство в мозаиках «Революция» и «Декабристы в Сибири». А на здании ТЦ «Раума плюс» висит металловыколотка «Академик КУРЧАТОВ», тоже его работа. И в бывшем «Баргузине» сегодня без ухода и подсветки пылится настоящее сокровище – витраж «Ветер Байкала».
Экспозиция музея часов много лет открывалась портретом супругов КУРДЮКОВЫХ – Павла Васильевича и Ульяны Яковлевны. Это было, наверное, самое известное художественное полотно в городе. Его автор Дмитрий Васильевич ПЕТУХОВ (1942-2005). А еще он известен многочисленными пейзажами. Его дочь Ирина вспоминает, как неутомимо отец ходил на этюды, искал красивые места и находил их совсем рядом с городом. Сегодня они только там и сохранились – на его полотнах.
Многие ангарчане наверняка вспомнят волшебные панно из сухих листьев. То была редкая техника — вечные гербарии, залитые эпоксидной смолой. Немалых размеров, они украшали в советское время стены зала бракосочетаний в ЗАГСе, кафе и профилакториев города. А еще были макраме, чеканка, резьба по дереву, выкладка по алюминию… Даже простые советские столовые нагоняли аппетит не только меню, но и произведениями искусства. Это сейчас натянули цветной баннер с картинкой из Интернета, и нарядненько. А тогда над интерьерами общественных мест и заведений работали профессионалы. Такие как Александр Георгиевич МУХИН (1937-2016) и его супруга Надежда Михайловна.
Из этого богатства практически ничего не сохранилось. Однако на то и выставка, чтобы можно было увидеть редкое по красоте и мастерству исполнения декоративное панно из листьев и эпоксидки из частной коллекции.
Будете в Иркутске, у сквера Кирова, обратите внимание на офис компании Востсибуголь. Торжественное здание украшает фронтон с барельефом, сделанным по эскизу ангарчанина Степана РАЗВОЗЖАЕВА (1917-1972), легендарного рисовальщика. Его влияние на творчество иркутских художников признавал сам Виталий РОГАЛЬ, председатель Иркутского областного Союза художников, человек, который знал своим коллегам настоящую цену.
В Ангарске, кстати, живут сейчас правнуки Степана Михайловича Тимофей и Дмитрий.
Николай Евдокимович ЕМЕЛЬЯНОВ (1912-2004) – фронтовик, дошел до Берлина, а потом участвовал в оформлении Красной площади к Параду Победы. Наверное, поэтому так любил мирную жизнь и стройку – самое мирное занятие на земле. Работал в АУС, был цеховым художником – забытая сегодня специализация. Писал плакаты и лозунги для демонстраций, оформлял красные уголки и доски почета. А еще он рисовал молодой Ангарск. Незадолго до смерти передал в музей больше 50 черно-белых зарисовок юности нашего города. Какой она была? Смотрите. Остатки ее и сегодня можно еще встретить в старых кварталах, где сохранились деревянный штакетник, цветущие «золотыми шарами» палисадники и лавочки у подъездов.
Из всех участников этой выставки Сергей Пахомович НАЗАРОВ (1952-2010) самый близкий. С 1972 года он работал художником на Ангарском керамическом заводе. Это значит, что в доме вашем отыщется ваза, кружка, графин или горшочек для пельменей, который он сначала нарисовал, а уже потом его сделали. Это были наши местные сувениры. Самая известная его работа – «Голуби мира» у музея Победы. Памятник слишком низкий, чтобы быть таким, как его задумал автор. Голуби летают над землей, а не взлетают в небо. Похоже, что это рок, преследовавший Назарова, умного и тонкого прикладника, создававшего стильные декоративные блюда и вазы европейского уровня, а оставшегося в жизни предметами народного потребления среднего качества местного производства.
Фото Николая СТЕРНИНА