Коллектив выстоял.
Гости, верим, тоже
Мария ДВОРЦОВА, управляющая рестораном Pilsner:
– Резкое уменьшение числа наших гостей мы почувствовали еще до официального объявления самоизоляции. Люди, очевидно, испугались новостей, боялись лишний раз выйти из дома.
Мы благодарны своему коллективу. Все наши работники вместе с нами пережили это трудное время. Мы заняли их лишь частично – кухня готовила блюда навынос, также у нас была организована доставка. Но понятно, что если ты сидишь дома, значит, можешь приготовить себе сам. И главное: ресторан — это не только еда, но и обстановка, общение. Даже посуду мыть не нужно!
Безработными остались официанты, но государственную субсидию в 12 тысяч 130 рублей на них мы не получили, так как наш вид деятельности не вошел в реестр отраслей, пострадавших от коронавируса. Мы пытались поменять ОКВЭД, но всё равно нас не засчитали.
В Pilsner надеются, что за время самоизоляции своих клиентов не потеряли. Они звонили, спрашивали, когда ресторан откроется, говорили хорошие слова, ждали.
– Мы нужны друг другу, ведь вкусная еда – одна из самых простых радостей жизни.
Сложа руки мы на самоизоляции не сидели: в ресторане сделали небольшой ремонт, разработали новые виды банкетного меню, бизнес-ланчей и меню для выездного обслуживания.
Стоимость блюд осталась прежней. Нам не пришлось расставлять столы на расстояние, разрешённое санитарными нормами. Оказалось, они у нас и до введения нормы так стояли. Но теперь зал может быть занят клиентами только на 50 процентов, поэтому если раньше мы могли принять 60 человек, то теперь лишь 30. Это, конечно, не в нашу пользу, но будем надеяться, что скоро и это ограничение отменят.
Ольга КРАСНОВА
Мы непотопляемые!
Столовая «Чебуречная» – это, наверное, одно из самых демократических заведений ангарского общепита. Поэтому как только «Чебуречка» открылась после периода ограничений, народ сюда сразу пошел проторенной тропой. На раздаче пусто не бывает.
– Нам говорят: «Слава Богу, вы открылись, как нам вас не хватало», – улыбается Юлия КОРОТИЧ, директор столовой «ЧЕБУРЕЧНАЯ». – Отвечаем людям: «А как нам вас не хватало!» Мы – социально ориентированное предприятие. К нам ходило много пожилых ангарчан, иные по два раза в день. Допустим, могли бюджетно позавтракать кашей и чаем, а потом уже прийти пообедать, взять суп или второе.
Все эти несколько месяцев, пока общепит был закрыт, «Чебуречная» работала навынос.
– Это нас спасло, иначе бы вообще все потеряли, – признается директор столовой. – За этот период наша выручка просела на 50%. Спасибо за помощь от государства, мы использовали все субсидии, сейчас оформляем кредит.
Строить планы на будущее Юлия пока опасается, говорит, предприятие еще не пережило этот непростой период, никто не знает, какие последствия будет иметь пандемия. Тем более что все ожидают вторую волну коронавируса и, соответственно, второго периода ограничений.
– Если он придется на конец осени-зиму, то все будет гораздо сложнее. В то время, пока мы работали навынос, предприятие тратило в два раза меньше воды и электроэнергии. Сейчас мы работаем без отопления. Этот режим экономии позволил свести концы с концами. Если вторая волна придется на зиму, что делать с обязательными платежами? Ведь плату за отопление никак не уменьшить, она начисляется по квадратным метрам! В общем, что дальше будет, непонятно. Что радует: мы сохранили весь коллектив и цены наши не изменились, как и у наших поставщиков. Мы – непотопляемые.
Насчет цен полная правда. Обед, состоящий из салата из папоротника, рассольника и того самого чебурека, обошелся в 92 рубля. Дешевле только дома.
Наталья ОЖОГИНА
Без прибыли, но и без потерь
Татьяна ПОКОТИЛО, старший администратор премиум-отеля «Пушкин»:
-Отель не закрывался ни на день. Но заполняемость была процентов на 20-30. Самым сложным месяцем для нас оказался май. Гостей почти не было. В апреле, когда абсолютно всех посадили на самоизоляцию, как ни странно, к нам ещё приезжали. Видимо, встречи, оговоренные заранее, нельзя было отложить или отменить. Ведь к нам заселяется много командировочных, которые приезжают в крупные компании, расположенные в нашем городе. С середины июня положение улучшилось.
Ресторан «Пушкин» работал только для гостей отеля. Они кушали либо на летней террасе, либо в номере. Коллектив как отеля, так и ресторана работал в полном составе, но в сокращенном режиме. Никого за эти четыре месяца в б/с не отправляли и не уволили. Удалось сохранить весь коллектив. Это 13 человек в ресторане и 14 в отеле.
– Что делали? Поддерживали чистоту, составляли новое меню, разрабатывали новые блюда и коктейли. В общем, это время наши работники потратили с пользой. Мы вышли из режима самоизоляции без прибыли, но и без потерь – говорит Татьяна Покотило.
Мария СУХАНОВА
Никого не уволили
Анна БУЛГАТОВА, директор Бурятского культурного центра «Туя», отмечает: самое главное, что они сделали в период самоизоляции, – сохранили свой коллектив, 14 человек. Никого не уволили.
– Мы работали навынос, как и многие другие предприятия общепита, – рассказывает Анна Григорьевна. – Кроме этого, мы расширили ассортимент полуфабрикатов, пекли пироги, сотрудничали со службой доставки продуктов на дом, так как своей службы у нас нет. При всех этих усилиях нам удалось получать в среднем где-то около 20-30% от своего обычного оборота. Поэтому чтобы дать возможность поработать всем сотрудникам, иногда нам приходилось выходить по графику. У всех же семьи, старались, чтобы люди не пострадали. От государства мы получили две субсидии – зарплатные и на мероприятия по дезинфекции, а также беспроцентную господдержку. С 1 августа мы открылись, работаем в обычном режиме.
«Туе» повезло, у предприятия есть большой балкон. На нем после разрешения на открытие сезонных кафе от 3 июля удалось организовать летнюю веранду.
– Своих посетителей мы принимали с соблюдением всех санитарных норм, нас проверяли, и никаких замечаний и нареканий не было. Более того, к Дню торговли мы получили благодарность от администрации за свою работу, – говорит Анна Булгатова.
Мария ИЛЬЮШКИНА