В эти дни в Выставочном зале городского музея (ул. Глинки) работает юбилейная выставка, посвященная 130-летию со дня рождения Бориса ЛЕБЕДИНСКОГО, графика и живописца, заслуженного деятеля искусств РСФСР, оказавшего огромное влияние на развитие искусства в Восточной Сибири.
130-летие Лебединского отмечалось в прошлом году. И выставки (в Ангарске, Иркутске) были запланированы на конец 2021 г. Увы, из-за ситуации с коронавирусом, иркутская выставка так и не состоялась. Но ангарчане, хоть и с опозданием, отдали дань уважения мэтру, представив зрителям 69 работ Лебединского из фондов городского музея и коллекции Александра КИСЕЛЕВА, внука художника.
Лебединский для Иркутской области – «это наше всё». Нет, он не сибиряк, родился в городе Луга. Его дед и отец были пономарями. Отец за многолетнее безупречное служение был награжден орденом св. Анны III степени и орденом св. Владимира VI степени. Все думали, что мальчик продолжит семейную династию священнослужителей. Но однажды в детстве Лебединский случайно увидел известного живописца Ивана ШИШКИНА, писавшего в лесу этюд для будущей картины. То, что делал этот незнакомый для него человек, буквально заворожило ребенка. Будущее его было решено.
Лебединский получил образование у ведущих мастеров начала ХХ века: Аркадия РЫЛОВА, Ивана БИЛИБИНА, Василия МАТЭ, Николая РЕРИХА, но путеводной звездой для него всегда было творчество Шишкина.
Перед революцией 1917 года он путешествует по России, в том числе приезжает и в Иркутск, рисует иркутскую старину и байкальские пейзажи. Вернувшись в революционный Петроград, Борис Иванович уговаривает жену переехать в столицу Восточной Сибири. Здесь он становится председателем Иркутского общества художников и создает большое количество графических и живописных работ.
Видимо, художник все-таки тосковал по Петербургу, уже ставшему Ленинградом, и в 1932 году он с семьей возвращается туда, становится научным сотрудником Государственного центрального географического музея. Однако нормальной жизни не получилось: за хранение книг друга, которого арестовали как политически неблагонадежного, Лебединскому предъявляют обвинение в «хранении контрреволюционной литературы» и на пять лет ссылают на Соловки. За него заступаются друзья, в числе которых немало известных художников, и им удается невозможное: Лебединского досрочно освобождают.
В Ленинграде ему жить нельзя, семья уезжает в Старую Руссу, а затем вновь возвращается в Иркутск. Мне хочется верить, что именно с этого момента Борис Иванович становится по-настоящему счастливым человеком.
Он много работает, преподает в Художественном училище, дружит с профессором КОЖОВЫМ, вместе с которым способствует возникновению движения в защиту Байкала.
Графические альбомы о Байкале и Иркутском остроге, преданья сибирской старины, живописные произведения, запечатлевшие Байкал в разное время года, летопись социалистического строительства в Сибири – все это составляет творческое наследие Лебединского, которого еще при жизни называли «Певцом Байкала». Он, родившийся под Питером, к концу своей жизни стал настоящим сибиряком, великим сибирским художником, которого считают родоначальником школы иркутской графики.
Его неутомимость, пытливый ум и бьющая через край творческая энергия способствовали созданию огромного количества картин, гравюр, офортов. Часть из них можно увидеть на выставке. Поразиться предельным реализмом художника, кропотливостью в передаче деталей и в то же время – особым, трепетным, удивительным настроением в каждой работе.
Обязательно побывайте на выставке. Уверена, что среди множества картин и офортов вы найдете «свой». Сохраните его в памяти, чтобы в плохом настроении вспомнить: жизнь все-таки прекрасна!
Фото Ирины СЕРГЕЕВОЙ