Наши учителя получат премию губернатора

Три ангарских педагога в числе двадцати лучших учителей Иркутской области получат премию губернатора в размере 100 тысяч рублей. Всего в этом году на премию было подано 60 заявок. Претендовать на поощрение могут только те педагоги, чьи ученики добились высоких результатов. Мы встретились с ангарскими учителями-победителями, чтобы узнать, как добиться высокого уровня знаний у школьников. Мы задали им вопросы:

  1. Какой урок для вас был главным?
  2. Как знание вашего предмета помогает в жизни?
  3. Что надо сделать, чтобы ребёнок полюбил ваш предмет?

Татьяна Николаевна КАЛАШНИКОВА,
учитель физики лицея № 1, стаж – 27 лет

  1. В 1993 году, после института, первый год работала в школе в Свирске. Мне было 22 года, но я быстро нашла общий язык с ребятами всех классов, кроме одного. Это был 9В, который я не забуду никогда. В классе 35 учеников, из них 25 мальчиков, из которых 20 стояли на учете в милиции. На уроках был ад кромешный. Я рискнула провести с ними эксперимент по электричеству. Ребят это захватило, они встали в круг, держались за руки, крутили электрофорную машину и с восторгом наблюдали, как возле их рук искры летают, а волосы дыбом встают. В результате 45 минут работали все! После этого отношение к предмету изменилось до такой степени, что самый хулиганистый ученик в конце года участвовал в городской олимпиаде по физике.
  2. Я работаю в физико-математическом профиле, поэтому многие мои выпускники свою жизнь связывают с физикой. Есть и такие, кто занимается этим профессионально – учит детей. Одна из них, Елена КАПУТСКАЯ, работает учителем физики в лицее № 2, второй физик – директор школы в Свирске. Три моих выпускника – кандидаты физико-математических наук: Илона КУЛИКОВСКИХ работает в университете Тольятти, Паша ПЕТРОВ – в университете Владивостока, Алексей ШАКИРОВ – в Америке. Другие ребята, к счастью, тоже понимают, что физика им в жизни пригодится. Недавно приходит ко мне выпускник, говорит: не зря вы, Татьяна Николаевна, меня по водяным насосам гоняли. Строю дом, и сломался насос, так я сам его разобрал, нашёл причину поломки и отремонтировал!
  3. Пробудить интерес. Я это делаю, давая по физике познавательные домашние задания. Например, прошу надуть воздушный шарик, наэлектризовать его, потерев о свою голову, и поместить под потолком. Сначала это нужно проделать в обычной комнате, а потом в ванной, где влажно, зафиксировать время, какое шарик будет висеть на потолке там и там. Смысл эксперимента в том, что во влажной среде шарик на потолке висит меньше, так как электрический заряд, накопленный в нём, через влажный воздух утекает быстрее. Вывод: влажная среда является проводником электрического заряда. Это важное правило без зубрёжки отложится в голове каждого экспериментатора.

Ольга КРАСНОВА

Маргарита Геннадьевна ГОРОХОВА,
учитель ОБЖ лицея № 1, педагогический стаж – 34 года,
в лицее – 28 лет, высшая категория

  1. Очень важной школой жизни для меня стал педагогический отряд. Я училась в Иркутском пединституте на учителя начальных классов. И вот когда мы с однокурсниками в составе педотряда выехали в детский лагерь, я точно поняла, что не ошиблась в выборе профессии, что я хочу и, главное, могу работать с детьми.

    После окончания пединститута я работала в школе № 17, а в 1993 году меня пригласили в новый лицей на кружковую работу. Мой муж там работал со дня основания, 1990 года, учителем физкультуры, только недавно вышел на пенсию.

    15 лет я преподавала в лицее… макраме. Думала: поработаю немножко в кружке, пока сын маленький. А в итоге работаю до сих пор. И даже получила новую специальность – учитель ОБЖ.

  2. Одна моя ученица благодаря моему уроку несколько лет назад спасла жизнь маленькому брату. Мы как раз только прошли на кукле тему оказания помощи младенцу. Девочка пришла домой, а братик играл мелкими игрушками и поперхнулся. Она не растерялась, действовала чётко и правильно. Как? Ребёнка держим лицом вниз, страхуем шейные позвонки и пальцами аккуратно прочищаем ротовую полость так, чтобы не протолкнуть дальше. Если не получается, то по спине, ближе к шее, наносим лёгкие скользящие удары. Когда предмет выскочит, ребёнок должен заплакать.

    Я сама регулярно навыками оказания первой помощи пользуюсь. Кроме ОБЖ, веду уроки физкультуры, на которых у детей бывают носовые кровотечения. Знаю, как правильно помочь.

    Предмет ОБЖ к тому же изменил жизнь моим олимпиадникам – дал билет в будущее. Став призёрами всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ, мои ученицы Диана МАКАРОВА и Александра БЕРДНИКОВА стали студентками РУДН (Российского университета дружбы народов) в Москве.

    Их результаты и мою жизнь изменили. Благодаря тому что у меня есть призёры и победители олимпиад, я получила губернаторскую премию.

  3. Стараюсь, чтобы больше было не теории, а практики. Мне помогает хорошо оборудованный кабинет. Спасибо нашему директору Наталье Николаевне БЕЛОУС. У нас есть пневматическое оружие, манекены для реанимации, спасательные принадлежности и даже лазерный тир. Представьте, что для мальчика значит сборка и разборка автомата на практике. Вот это действительно интересно! В лазерном тире мы тренируемся, готовимся к соревнованиям, на которых получаем разряды.

    Без теории, конечно, никуда, но то, что отработано на практике, точно не забудется.

Анастасия ТЮЛЬПАНОВА

Оксана Николаевна СМОЛЯКОВА,
учитель химии лицея № 2.
Почётный работник общего образования РФ,
педагогический стаж – 38 лет

  1. В школе у меня был пример: учитель химии Лариса Никифоровна пришла к нам в восьмом классе. Постоянно проводила с нами разные мероприятия, делала учебу интересной, дневала и ночевала на работе. После школы я выбирала между химией и математикой и все-таки поступила на химфак. И теперь работаю так же: спать ложусь в час ночи, просыпаюсь в шесть утра. Иначе буду меньше успевать. Сейчас для меня самый главный урок тот, где ребенок сидит с открытыми глазами и каждое слово ему интересно. Мало подготовить учеников, которые побеждают в олимпиадах и конкурсах на уровне города, области, страны и занимаются волонтерством, нужно еще распространять этот опыт, везде участвовать самой. Подобные премии – награда за работу, которой бы не получилось, если бы мои ученики не шли со мной рядом. А я – просто токарь у станка. И самое дорогое для меня в том, что мои ученики вырастают в хороших людей и в химию идут работать для людей. В последнем классе, который я выпустила, все уроки были запоминающимися. Потому что это был класс личностей – запомнился каждый. Это редкость: за 38 лет у меня такой класс только третий.
  2. Знания по химии могут пригодиться буквально на каждом шагу. Прихожу, например, в обувной магазин, мне предлагают сапоги из натуральной кожи. А я знаю, что они сделаны из такого же материала, что и сапоги из искусственной: за основу берется натуральная кожа, мелко дробится и прессуется. Поэтому не переплачиваю за якобы «натуральную», на самом деле чистая натуральная кожа стоит в разы дороже, чем мы видим в магазинах. Чистящие средства выбираю по составу, потому что часто они не чистят, а только отбеливают, что разрушает поверхность.
  3. На первом этапе ребят всегда привлекают опыты и простое и понятное объяснение сложных вещей. Есть у нас спецкурс «Химия и жизнь», когда детям надо объяснить, почему их кухня – это химическая лаборатория. От жарки яичницы до проверки газировки на кислотность. Полезно показать ребятам из седьмого класса опыты, которые проводят в 11 классе, потом они по-другому на химию начинают смотреть. Если сразу вывалить на ребенка формулы, конечно, он это не примет. Большую роль играет и время, в которое мы живем. Когда я поступала, химия была очень развита, со знаниями по химии можно было спокойно найти работу. Не все ведь в науку идут. А сейчас и производства развиваются, и научные центры открываются. На всех предприятиях есть химические лаборатории, очень оснащенные. А вообще, думаю, самое важное, чтобы учитель горел своим предметом, тогда он зажжет и остальных.

Анастасия МАМОНТОВА

Фото Николая СТЕРНИНА

Ангарская газета «‎Время»
Добавить комментарий