Кина не будет?

В конце апреля этого года в российской ассоциации владельцев кинотеатров заявили, что из-за ухода с отечественного рынка голливудского кино в ближайшее время по стране могут закрыться минимум 50% кинозалов. В нашем городе остались три кинотеатра. Какие из них выживут и за счёт чего?

СДОХНЕТЕ ОТ ЖАЖДЫ

В начале марта основные голливудские кинокомпании (Disney, Sony, Universal, Paramount, Warner Bros) приостановили выход своих фильмов в России из-за событий на Украине. По разным данным, фактически российский кинопрокат лишился до 80% выручки, ведь доля отечественного кино в российском прокате составляла только от 20 до 40 процентов.

Известный писатель Захар ПРИЛЕПИН по этому поводу иронизирует:

– Это как нам бы сообщили: «Макдональдс» закрывается, мы все умрем с голоду. Колы не привезут, вы все сдохнете от жажды.

ЧЕТЫРЕ ПРЕМЬЕРЫ В ГОД

До Украины ещё было далеко, когда в 2017 году из-за проблем с самоокупаемостью закрылся старейший ангарский кинотеатр «Мирамакс» (в советские годы назывался «Мир»). В 2021 году, не пережив ковидных ограничений, закрылась «Мега». Сейчас в городе работают три кинотеатра – «Родина», «Центр» и «Фестиваль».

В отделе маркетинга сети кинотеатров «Баргузин», к которой относится и «Родина», нашей газете сообщили, что старейший ангарский кинотеатр закрываться не планирует.

– С «Родиной» сложнее, так как это кинотеатр с одним залом, но планов по прекращению его работы нет, – прокомментировала менеджер киносети Анастасия ПОПОВА. – Ситуация сложная, посещаемость действительно сильно упала, к тому же пришлось возвращать купленные по предпродаже билеты на фильм «Бэтмен». Но мы держимся: в прокат берем всё, что возможно, сейчас запускаем продажу билетов по «Пушкинской карте», рекламируем фильмы на радио и в соцсетях. Хорошо прошел показ фильма «Брат», поэтому планируем повторные показы и дальше. В середине мая ожидаются несколько хороших комедий – есть надежда на них.

Нередко на фасаде «Родины» пустуют афиши. Представитель киносети пояснила: баннеры печатают в основном для крупных фильмов, которые будут долго идти в прокате. Сейчас таких премьер нет. Раньше просто сами афиши рисовали, не ждали Голливуда.

ПЯТЕРО СМЕЛЫХ

Менеджер кинотеатра «Фестиваль» Майя ФЛЕЙШТЕР подтвердила общую статистику: посещаемость в отсутствие голливудских блокбастеров упала на 80%. «Фестиваль» тоже вел предпродажу билетов на «Бэтмена». Когда стало известно, что премьеру фильма в России отменили, кинотеатр поставил на это же время российскую картину «Мистер Нокаут». Из 120 человек, купивших билет на «Бэтмена», только пятеро остались смотреть российский фильм, остальные попросили вернуть деньги.

– Ядерная аудитория кинотеатров – это дети с родителями. Наиболее посещаемы сейчас мультфильмы, семейные картины, военные фильмы к приближающейся дате. Делаем ставку на это. Рассылаем предложения по школам – предлагаем при массовом посещении скидку, делаем закрытый сеанс, – говорит менеджер кинотеатра «Фестиваль». – Повторные показы, к сожалению, работают плохо, разве что только «Брат» более или менее хорошо прошел. Мы не собираемся закрываться, точно работаем до осени, дальше загадывать не приходится в такой ситуации и с таким объемом продаж. Думаем, что предпринять. Российское кино нашему зрителю малоинтересно. Да, периодически у нас появляются такие фильмы, как «Движение вверх», «Последний богатырь», «Легенда №17», «Холоп», которые смотрят не меньше голливудского кино, но это всего три-четыре премьеры в году.

РЕКЛАМА – ЭТО НЕ НАШЕ ВСЁ

В 2021 году в России выпустили 153 фильма, в 2020 году – 92, по данным портала «ПрофиСинема». И неужели из них всего три-четыре таких, на которые зрителям не жалко потратить два часа и 300 рублей?

Распространенное мнение: наши не умеют снимать, поэтому российское кино смотрят плохо. Майя Флейштер считает, что дело не в этом:

– Это неправда, что мы не умеем снимать. Есть хорошие фильмы, ничем не хуже зарубежных. Только они проходят незамеченными. У голливудского фильма бюджет на рекламу сопоставим с бюджетом на производство. За два месяца до выхода фильма мы получали огромное количество рекламной продукции – постеры, флаеры, плакаты, видео, даже ведра для попкорна. Во всех соцсетях за несколько месяцев уже активны фан-группы фильма, у всех он на слуху. Не зря в детском саду на утреннике на десять Бэтменов один Иван-царевич. Свое кино Голливуд продвигает всеми способами. В России такой практики просто нет: у нас основная реклама – это сарафанное радио. Люди спрашивают: а что вообще сейчас смотреть? Хотя смотреть есть что.

Приятный семейный фильм «Артек. Большое путешествие», комедия на остросоциальную тему «Отчаянные дольщики», прекрасный мультфильм «Бука» – не хуже Диснея сделали. Мы и сами рекламируем фильмы, но наших ресурсов для этого недостаточно.

За последние годы большинство привыкло воспринимать кино, скорее, как легкое развлечение, нежели как искусство. И та категория зрителей, что ждет фильмы «не для жующих», а для думающих, давно забыла дорогу в кинотеатры.

– Фильмы для широкого проката рассчитаны в основном на аудиторию до 30 лет, очень редко на тех, кто старше. Особенно голливудские фильмы. Сейчас есть возможность расширить аудиторию кинотеатров, возможно, за счет повторных показов фильмов прошлых лет, – считает ангарский киновед Юрий АНДРЕЙЧУК, руководитель клуба любителей кино «Ракурс» ДК «Нефтехимик». В кинотеатре он, знаток кино, не был уже лет восемь.

– Наше отечественное кино, по моему убеждению, в глубоком кризисе. В сытые годы не бывает произведений искусства: когда зарабатываешь деньги, о социальных, исторических вещах не задумываешься. Сейчас наступило кризисное, переломное время, которое заставит переосмыслить многие вещи и может дать взлет российскому кино.

…Чем будут заполнять опустевшую нишу? Показывать больше старых фильмов – ретроспективные фестивали уже вовсю идут в московских кинотеатрах. Возможно, будут договариваться о показах индийского, азиатского кино. Но есть сомнения, что зрительский интерес к нему будет таким же, как к голливудским фильмам. Может быть, начнут больше снимать своего – только бы не в угоду качеству. Когда-то российское кино было самобытным, выдающимся. И сейчас многие сходятся во мнении: нашу кино-индустрию спасет только «большое» отечественное кино.

КСТАТИЧТО СЕЙЧАС ПОСМОТРЕТЬ В КИНОТЕАТРАХ?«1941. Крылья над Берлином» (К. БУСЛОВ), «Отчаянные дольщики» (И. ФАРФЕЛЬ), «Артек. Большое путешествие» (К. ЗАХАРОВ), «Первый Оскар» (С.МОКРИЦКИЙ), «Родители строгого режима» (Н. ВЛАДИМИРОВ). Подборка хороших российских фильмов разных лет от киноведа Юрия Андрейчука (большинство наш зритель в кинотеатрах не видел, потому что их там практически не показывали): «Окраина» (П. ЛУЦИК), «День ангела» (С. СЕЛЬЯНОВ), «Волчок» (В. СИГАРЕВ), «Аритмия» (Б. ХЛЕБНИКОВ), «Похороните меня за плинтусом» (С. СНЕЖКИН, П.САНАЕВ), «Нежный возраст» (С. СОЛОВЬЕВ), «Какая чудная игра» (П. ТОДОРОВСКИЙ).

Фото Николая СТЕРНИНА

Ангарская газета «‎Время»
Добавить комментарий