Почему автобусы без барьеров, а инвалиды без автобусов

…Весной 2013 года Ангарск прославился на всю страну. В нашем городе, единственном в России, начала работать социальная транспортная служба (СТС) для инвалидов. Два специально оборудованных «Форда» тогда приобрёл генеральный директор «Автоколонны 1948» Сергей ШАРКОВ. О событии написали все областные СМИ: «Два новеньких специализированных «Форда» готовы к работе, еще один находится в резерве» («Байкалинфо» от 15 марта 2013 года).

Автомобили бесплатно возили маломобильных граждан. Инвалидам надо было только позвонить по номеру 528-528 и оставить заявку.

А уже в конце 2013 года СТС…приостановила свою работу из-за недостатка финансирования. На 2014 год депутаты Думы АГО заложили в местный бюджет 6 миллионов рублей на перевозку инвалидов, и служба снова продолжила работу.

Прошло девять лет. И как сегодня ездят по городу те, кто не может пользоваться общественным транспортом?

Алексей ХАЛЬЗОВ, инвалид, диагноз ДЦП:
– На днях мне отказали в машине СТС. Я постоянный зритель ДК «Нефтехимик», но теперь Дворцы культуры не входят в перечень мест, в которые возит СТС. Мне сказали, что теперь мне машина не положена, потому что я передвигаюсь на костылях, а не на коляске!

Светлана КОЛМАКОВА, инвалид-колясочник:
– Я машиной СТС пользуюсь по вторникам и четвергам, нас возят на тренировки. Больше никуда съездить с СТС возможности нет. Объясняют, что машина нужна для перевозки школьников. Даже в больницу приходится вызывать такси, а это не так-то просто. Если такси заранее предупредить, что поедет колясочник, водители избегают такой заявки. Если не предупредить, то могут ругаться и уехать, не взяв нас.

Уже несколько лет на перевозке инвалидов работает всего один оборудованный автомобиль, а не три, как торжественно клялись областным СМИ. Куда делся второй? Сломался. Чинить не стали. Конечно, одной машины на город недостаточно

Когда о проблеме сообщаешь перевозчику или городской администрации, они говорят:

– Это же мы организовали по доброй воле и ежегодно из бюджета выделяем на это средства. В России, кроме нашего Ангарска, всего один город в Подмосковье имеет подобную службу.

Социальная транспортная служба ежегодно финансируется из бюджета АГО. В этом году субсидия составляет 4,5 миллиона рублей. Это не деньги мэра или чиновников, это деньги налогоплательщиков. А они сигналят: одной машины для нормальной жизни мало.

Руководитель управления социальной защиты населения администрации АГО Татьяна БАРКОВЕЦ, которая по своей должности должна была бы понимать суть проблемы, комментирует её так:

– Содержание машины СТС – это полностью добрая воля и депутатов, и администрации АГО. Мы единственное муниципальное образование, которое предоставляет БЕСПЛАТНЫЙ проезд для инвалидов. В Москве, например, одна поездка ещё два года назад стоила 2500 рублей.

В этом году действует постановление мэра АГО № 1201-па от 30.12.2021, в котором указано, что право бесплатного проезда специализированным транспортом предоставляется детям-инвалидам и инвалидам, в перечне средств технической реабилитации которых указано единственное средство реабилитации – кресло-коляска. Не костыли, не ходунки, а коляска. Потому что автомобиль дорогостоящий. Это не такси бесплатное. Определены пункты назначения. В этом году мы убрали из них дома культуры. Съездить на машине СТС можно: в органы местного самоуправления, учреждения здравоохранения, спортивные и образовательные учреждения, дошкольные учреждения, подразделения медико-социальной экспертизы, общественные организации инвалидов, учреждения социальной защиты населения и прощальные залы ритуальных служб.

К слову, инвалиды и заплатили бы за проезд. Как сказала нашей газете 46-летняя Ольга ОЖИГАНОВА, передвигающаяся на коляске уже 28 лет после травмы:

– Мы не раз на собраниях говорили администрации, что готовы оплачивать поездки. Машина СТС удобнее, чем такси. А раз я везде езжу на такси, то почему бы эти деньги не отдавать СТС, если она купит для нас второй автомобиль?

Конкурс на право осуществлять такие перевозки объявляется в начале каждого года. В этом году он был в феврале. Была подана одна заявка. От той же машины, от ООО «Стрижамент» (руководитель Алексей ДРИГА). Машина взята в аренду, как и большинство городского транспорта. Соответственно, субсидия из бюджета идёт не только на содержание, но и аренду.

По словам Татьяны Барковец, законных методов помочь предпринимателю приобрести дополнительные оборудованные автомобили не существует. Несколько раз городская администрация обращалась в область с просьбой помочь приобрести ещё один специализированный автомобиль для города. Но получила отказ.

В Интернете мы нашли стоимость подобного оборудованного автомобиля, правда, не на базе «Форда», а на базе «Лада-Ларгус» – 1 миллион 975 тысяч рублей (цена без доставки, самовывозом из Нижнего Новгорода). Дорого ли это для бюджета? Судите сами: например, в 2021 году на обеспечение деятельности Думы АГО было потрачено 17 миллионов рублей.

Если учесть, что в городе насчитывается около 400 инвалидов-колясочников, можно было бы и потратиться. Наверняка такой транспорт нужен и тем, кто ходит с ходунками, костылями, имеет проблемы со зрением… Люди хотят и имеют право полноценно жить.

Кстати, практически половина городских автобусов оборудована подъёмниками для инвалидных кресел. Мы спросили инвалидов, почему они не пользуются ими.

Светлана Колмакова:
– До автобуса надо ещё добраться через бордюры. И в самих автобусах то подъёмник заело, то пассажиры недовольны долгой остановкой.

Алексей Хальзов:
– Я хоть и на костылях, но дойти до остановки для меня целое дело. А дождаться транспорта без лавочки вообще невозможно. А у нас ведь они есть не на каждой остановке. И главное: как меня подъемник на костылях поднимет?

И что в остатке? В городе есть и социальная транспортная служба, и автобусы с подъемниками. Но наши инвалиды ими пользоваться не могут. Не ценят своего счастья, которое даже Москва себе позволить не может. Почему? Что не так и как надо, чтобы эти люди могли действительно свободно передвигаться по городу?

На эти вопросы следует найти ответы соцзащите и депутатам. Для этого они ведь и работают, правда?

Фото С.М.КОЛМАКОВОЙ

Ангарская газета «‎Время»
Добавить комментарий